http://catalog.unatlib.org.ru/cgi-bin/1/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=F&I21DBN=SKRK&P21DBN=SKRK&S21FMT=&S21ALL=&Z21ID=&S21CNR=
Наука и образование против террора
http://nac.gov.ru
https://grants.culture.ru

А. А. Шуклин Вся жизнь – служенье языку (к 90-летию со дня рождения А. С. Попова)

Фото с сайта http://www.ggpi.org

Александр Сергеевич Попов родился 9 мая 1929 года в семье врачей-хирургов в г. Курске. В этом году ему исполнилось бы 90 лет. Школа в Курске, война, нелегкая судьба в эвакуации (г. Соликамск), потеря отца. Школу окончил с отличием. Затем филфак Курского пединститута, диплом с отличием. Наконец, аспирантуру в первом университете России…
После окончания аспирантуры МГУ, успешной защиты кандидатской диссертации и семнадцатилетней работы в Курском педагогическом институте автором 30 научных работа А. С. Попов приезжает в Глазов. Он вспоминает: «В 1970 году в Министерстве мне посоветовали Глазовский пединститут. Как раз работник Министерства был в Глазове, сказал, что это хороший город, хороший вуз. При мне уже на литфаке появилось 6 групп вместо двух, институт стал расти».

С его приездом в Глазов на новый уровень поднялась научная и просветительская работа кафедры и факультета. С 1977 по 1982 г. и в 1993-1994 гг. Александр Сергеевич заведовал кафедрой русского языка, был бессменным научным руководителем, щедрым на новые идеи, которые дарил студентам и аспирантам, постоянным руководителем методологического семинара кафедры. По его инициативе проводилось много важных и полезных дел: Цветаевские, Виноградовские и Винокуровские чтения на кафедре и факультете, подготовка методических писем для студентов по сложным и спорным вопросам русского языка, лекции для учителей города и района, научные конференции студентов и преподавателей.

Почти 50 лет Александр Сергеевич учил лингвистически мыслить, грамотно читать, скрупулезно анализировать текст, честно писать филологическую работу не одно поколение студентов, аспирантов, преподавателей вузов.

«Это какой Глазов? Это где Попов?» – слышали мы на научно-методических лингвистических конференциях в Москве и Петербурге, в Перми и Екатеринбурге, в Казани и Нижнем Новгороде в ответ на «Мы из Глазова». Ученые-лингвисты называли его профессором задолго до официального присуждения ему этой должности, а столичная профессура то и дело отправляла ему для отзыва авторефераты диссертаций своих аспирантов.

А. С. Попов – автор 60 научных работ в области синтаксиса, соавтор коллективных трудов Института русского языка при Академии наук, Заслуженный деятель науки УАССР.
Он верил в то, что наука должна быть полезна и нужна каждому маленькому гражданину нашего государства, каждому, кто хотел бы научить детей грамотно и с любовью относится к своему языку. Он считал, что лингвист должен «активной проповедью вмешиваться в языковую жизнь общества, в практику школьного лингвистического образования». Сам он занимался этим всю жизнь – неустанно и страстно. Он любил цитировать своего кумира А. М. Пешковского: «Умение говорить – это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы».

В величественном здании Языка он был не гостем, а полноправным его жителем. Там, на синтаксических высотах, он чувствовал себя уютно и вольготно. Более уютно и вольготно, чем в своей небольшой квартирке, забитой книгами.

Он умел отливать в кристаллы слов сложнейшие мысли, противоречивые понятия, ускользающие сущности. Давно замечено: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Эта старая истина приходит на ум и реально воплощается, когда вспоминаешь, как он вовлекал нас в свои раздумья на лекциях, когда превращал синтаксис из детективного романа в симфонию.
Эта легкость требовала напряжения ума и внимания! Эта простота труднее всего на свете, это крайний предел филологической опытности, это великое усилие интеллекта. Как пришел он к этой простоте? Работа, работа и книги. Он был не книголюб, а книгоман! Отношение к книге – интимно-трепетное. Александр Сергеевич был согласен с Сергеем Эйзенштейном: самая увлекательная охота – охота на книгу. Большую часть своей библиотеки А.С. Попов подарил родному институту, когда уезжал на родину в Курск.

Возможно, он не был кумиром всех студентов, но разве лекции-размышления о самом наболевшем, проблемном, спорном, обращенные к студентам, не доказывают его уважение к слушателям, не выражают надежду быть понятым ими, не поднимают учеников на уровень самого Учителя? Если понимаешь то, что он открыл и переоткрыл, то принимаешь со всем «приложением» к таланту, нетерпением к примитиву, презрением к посредственности , отвращением к профанации, с колкими, но остроумными словечками и афоризмами, с ироническими суждениями и замечаниями.

Вот некоторые из запомнившихся афоризмов и выражений от А.С. Попова: «Серые мыши в серых плащах», «Мы ленивы и нелюбопытны», «Идите вы … в библиотеку», «Головы у нас только для ношения причесок», «Где чихнуть пришлось – запятая, где икнулось – двоеточие, а где табаку понюхать – точка», «Подсобия и истошники», «Это ваши обожалки»… и десятки других, которыми может гордиться творческий носитель языка, словотворец, мастер речевой игры.

В 1998 году, на торжественном вечере, когда мы провожали Александра Сергеевича в Курск он сказал самые главные слова: «За годы преподавания меня упрекали в излишней строгости. Я никогда не презирал своих учеников, было одно желание – научить их думать. Я не понимал их, они меня. Но я хочу сказать, что студенты мне очень помогли.
Конечно, я многое не успел, потому что в меня вселился всем известный червь обломовщины… А всем коллегам и студентам хочу пожелать: будьте умными и добрыми».

В одном из посвящении своему учителю звучали следующие строки, которые очень точно передают отношение к нему учеников:
«… Сплав из учености и интеллекта,
Юмор – от дьявола, трезвость – от бога.
Благодарим Вас, пусть с опозданьем,
Хоть бы за то, что посеяли стебель
Поросли мысли – Ваше созданье…»

Таким многие запомнили Александра Сергеевича, таким будут его помнить и рассказывать о нем своим ученикам. Мы гордимся, что были учениками Александра Сергеевича Попова.