Проект «Об атоме – детям»

Атомная энергетика одна из стабильно развивающихся отраслей промышленности России, поэтому в городе Глазове наблюдается повышенный интерес подростков к истории и деятельности ОАО «Чепецкий механический завод» (ОАО «ЧМЗ») и перспективам развития атомной энергетики. Библиотечные специалисты отмечают их исследовательскую активность в данном направлении. На базе библиотек были написаны реферативные работы, посвященные истории патронного завода № 544 и циркониевого производства, международным связям ОАО «ЧМЗ» и др. Дети сотрудников ОАО «ЧМЗ» становились призерами конкурса «Мирный атом» В центральной городской библиотеке прошла молодежная научно-практическая конференция, посвященная 60-летию ОАО «ЧМЗ».

Анализ запросов читателей детских библиотек свидетельствует, что устойчивый интерес к данной теме наблюдается также и у детей среднего и младшего школьного возраста. К сожалению, библиотеки не всегда могут удовлетворить поступающие запросы, поскольку у нас отсутствует информация, адаптированная для этих возрастных категорий. Нет детской литературы о ядерной энергетике, возможностях ее мирного использования, крупнейшем промышленном предприятии города ОАО «ЧМЗ».

Проблема заключается в недостаточности у детей достоверных знаний о ядерных технологиях, атомной энергетике и промышленности и формировании у них на этом фоне чувства тревожности. Ее можно решить, используя библиотечные методики – развивая профильный адаптированный фонд, материально-техническую базу библиотек и проводя на этой основе циклы просветительских мероприятий.

Обслуживанием детей в городе занимаются три специализированные библиотеки Централизованной библиотечной системы. Одна из них Западный филиал расположена в микрорайоне компактного проживания работников ОАО «ЧМЗ», в ней записаны дети сотрудников предприятия. Здесь формируется фонд научно-популярной литературы и справочно-поисковый аппарат, созданы условия для освоения детьми научных знаний. Библиотека обладает кадровым потенциалом и опытом реализации подобных проектов. С 2010 г. в рамках Городской целевой программы здесь реализуется проект «Организация «Школы юного академика» для детей от 6 до 10 лет». На комплексных занятиях дети, в том числе с ограничениями по зрению, получают знания по физике, химии, астрономии, медицине, географии, участвуют в играх-экспериментах. Ежегодно просветительские мероприятия филиала посещает более 300 детей.

Уникальность предлагаемого проекта состоит в том, что за короткий период времени дети получат системные знания об атоме, атомной энергетике, познакомятся с деятельностью ОАО «ЧМЗ», биографиями и открытиями великих ученых физиков-ядерщиков. Занятия предполагается проводить в форме интерактивных уроков прикладной науки. Безопасная экспериментальная и исследовательская работа детей позволит им открыть необычное в свойствах обычных явлений, приобрести собственный опыт. К занятиям будет разработан методический и дидактический материал, рассчитанный на детей и руководителей детского чтения – педагогов, воспитателей, библиотекарей.

Цель проекта:
Развитие интеллектуального и творческого потенциала детей 7-10 лет, в том числе детей с ограничениями по зрению, формирование у них достоверных знаний об атоме, атомной энергетике и промышленности.

Задачи проекта:

  1. Провести для детей цикл интерактивных уроков прикладной науки «Атом не просто частица – знание о нем пригодится».
  2. Познакомить детей с профессиями их родителей и деятельностью ОАО «ЧМЗ».
  3. Выявить и сформировать профильный библиотечный фонд, необходимый для организации просветительских занятий в области ядерной энергетики с детьми 7-10 лет.
  4. Оборудовать автоматизированное рабочее место для создания и тиражирования подготовленного в рамках проекта информационного, методического и дидактического материала.

В рамках реализации проекта в Западном филиале (библиотека «Растишка») проводится конкурс «Мирный атом глазами детей».

Положение о конкурсе «Мирный атом глазами детей»

Фотоальбом

Программа интерактивных уроков прикладной науки:

Сентябрь

«Атом — не зверь, не птица, а мельчайшая частица». Познакомимся с крошечной частичкой Вселенной — Атомом. Узнаем как он выглядит и какого размера. Кто и когда впервые открыл и увидел его. Ответим на вопрос: «Из чего он состоит?» И опытным путем найдем его толщину.

Закладка

«В периодической таблице все вещества — вот какие чудеса». Дадим определение понятию «химический элемент». Узнаем, сколько всего элементов существует в природе и сколько получено искусственным путём. На какие большие группы можно разбить все существующие химические элементы. Кроме того, познакомимся с выдающемся русском химиком Д.И. Менделеевым и его знаменитой таблицей.

Закладка

Октябрь

«Чтоб энергию получить, надо атом расщепить». Узнаем, что такое «ядерная реакция».Получим ответы на вопросы: «Как учёным удалось расщепить атом?» и «Кто из них работал над этой проблемой?», «Что такое ядерная реакция?» и «Каким образом атомы одного элемента превращаются в атомы другого элемента с высвобождением колоссальной энергии?». А также «Какие именно химические элементы используются в ядерной реакции?». Опытным путем узнаем о том как паровая турбина превращает тепловую энергию в механическую и как электрический генератор преобразует механическую энергию в электрическую.

Закладки

«От маленького атома до большой электростанции атомной». Познакомимся с понятиями «ядерная энергия», «атомная электростанция». Ответим на вопросы: «Что это такое и где применяют её люди?». Более подробно остановимся на устройстве атомной электростанции. Узнаем, как атомная энергия преобразуется в электрический ток. Где и какие построены атомные электростанции, а также, где ещё используется атомная энергия. Опытным путем узнаем как при соединении двух веществ может получиться большая энергия.

Закладка

Ноябрь

«Солнце – близкая звезда, даёт энергию всегда!». Окунемся в самую фантастическую из наук — астрофизику. Совершим полет к самому главному источнику тепла и света — Солнцу. Дадим определение понятию «ядерный синтез». Найдем ответы на вопросы: «Что такое ядерный синтез?», «Каким образом непрерывная термоядерная реакция происходит на Солнце, и как долго она продолжается?», «Смогли ли учёные получить управляемую термоядерную реакцию». Порассуждаем об энергии будущего.

Закладка

«Может ли быть опасным мирный атом?». Вспомним, где используется атомная энергия, какую пользу она приносит человечеству. Поговорим о тех опасностях, которые несёт с собой мирный атом. Дадим определение понятию «экологическая катастрофа». Узнаем об атомной бомбе и об экологических катастрофах, которые могут случиться на атомных электростанциях и как их избежать.

Закладка

Декабрь

«Что делают дяди и тёти на Чепецком механическом заводе?». Совершим экскурсию в музей Чепецкого механического завода. Познакомимся с его историей, людьми. Узнаем, что на заводе выпускают.