Раненое детство


Майя Московкина «Про войну» (читает автор)



2015 год для нашей страны особенный – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Победы, которая ковалась ценой человеческих жизней не только на фронте бойцами Красной Армией и подпольными партизанскими группами, но и в тылу женщинами, стариками и даже детьми.

Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Многие дети оставались сиротами. Их распределяли в специально созданные школы-интернаты или эвакуировали в безопасные регионы страны. В Удмуртию, как более безопасный регион, было эвакуировано 2 285 воспитанников из более чем 20 детских учреждений.

В связи с тем, что рабочих рук на производстве и в сельском хозяйстве не хватало, в стране развернулось фабрично-заводское обучение (ФЗО). Основное участие в нем принимали дети и подростки. Через школы ФЗО и ремесленные училища Удмуртии для промышленности было подготовлено 31 575 молодых рабочих. Обучение проводили в льнотресте, Парзинской МТС, швейпроме, учительском институте, сельхозтехникуме, средних школах г. Глазова и неполных средних школах сельской местности. Средняя школа № 2 г. Глазова выпустила – 30 трактористов, 30 комбайнеров, 30 шоферов, 130 машинистов; сельхозтехникум – 200 человек трактористов и комбайнеров. 100 студентов Глазовского учительского инсти­тута овладели специальностями машинистов, комбайнеров, трактористов. Многие осваивали и по пять профессий. Благо­даря такому обучению доля молодых рабочих в промышленном производстве Удмуртии составляла в годы войны 65 %.

…на производстве

Согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1941 г. была объявлена мобилизация населения с 16 до 45 лет для работы на оборонных предприятиях. Согласно ему все старшие школьники подлежали мобилизации. На глазовском патронном заводе № 544 работал 1 031 человек в возрасте до 25 лет, из них 31 подросток до 14 лет.

Из воспоминаний Александры Андреевны Назаровой: «Работали с восьми до восьми, ели в столовой один раз в сутки. Двенадцатью часами рабочий день редко когда ограничивался. Как правило, приходилось отрабатывать еще четыре часа сверхурочно. О выходных и речи не было. Когда не выполняли план, так и вовсе сутками не выходили из цехов. Нас просто не выпускали, пока не сделаем норму. Перекусишь в столовой наспех и назад к станку. Все для фронта, все для Победы!»

Вспоминает Борис Андреевич Макаровский: «Мне было двенадцать, когда я пришел на завод. Приходилось подставлять под ноги по два-три ящика, чтобы дотянуться до станка. Случалось, на завод поступал дополнительный заказ. Тогда с территории никто не выходил. Дети, отработав смену, спали по два часа в цехе, подстелив солому и укрывшись фуфайками, а затем снова вставали к станкам. Многодневная усталость изматывала. Мальчишек и девчонок невыносимо клонило в сон. Освещение было скудным, станки изношенными. Поэтому с ребятами часто случались несчастья. То пальцы кому-нибудь отрежет, то руку затянет в передачу…»

Кроме патронного завода в Глазове в помощь фронту работали артель «Металлопром», эвакуированная из Ленинграда табачная фабрика, винзавод, мебельная фабрика.

Из воспоминаний Юлии Аркадьевны Мухановой (в детстве работала на винзаводе): «Зимой в цехах было очень холодно, работали в фуфайках и валенках. На конвейере сосульки застывали. Весной стояли по колено в воде». Один из старейших рабочих мебельной фабрики П.А. Каркин вспоминает: «…к концу войны из подростков выросли настоящие мастера. Это С.П. Ворончихин, С.Н. Феофилактов, Г.Н. Максимов, А.И. Лебедев, Е.Т. Ельцов, И.В. Пряженникова и другие».

…на сельскохозяйственных работах

Непосильную помощь фронту оказывали труженики села – взрослые, дети. Для оказания помощи колхозам, совхозам и машинно-тракторным станциям в своевременном выполнении ими сельскохозяйственных работ вышло Постановление № 507 от 13 апреля 1942 года Совнаркома и ЦК ВКП(б) о порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы, МТС трудоспособного населения городов и сел. Согласно Постановлению на сельскохозяйственные работы привлекались учащиеся неполных средних сельских и городских школ, студенты техникумов и вузов, за исключением студентов выпускного курса вузов. Учащихся школ направляли на работу группами, раздельно мальчиков и девочек во главе с учителями. Устанавливался рабочий режим – от 6 до 8 часов в зависимости от возраста и характера работы. В дни каникул в школах формировались бригады и отправлялись в ближние к ним колхозы для сельскохозяйственных работ. Так, например, учащиеся школы № 1 работали в колхозах Штанигуртского сельсовета, школы № 2 – помогали колхозам Кожильского сельсовета, а школа № 3 посылала бригады учеников в помощь колхозам Омутницкого сельсовета (Педоново, Большой Лудошур). Школьники продолжали работать на добровольной основе и в выходные дни – воскресники. Занимались уборкой картофеля, молотьбой, вспашкой зяби и др.

Работали за трудодни, давали иногда и денежное поощрение. Например, правление Омутницкого сельсовета в апреле 1942 года премировало 10 учащихся школы № 3 города Глазова на сумму 700 рублей. За годы войны в среднем каждый ученик отрабатывал по 60 трудодней.

…тимуровцы

В Республике было создано 950 тимуровских команд, которые помогали 4 730 семьям фронтовиков. Тимуровцы 6«а» класса школы № 3 города Глазова помогали семьям фронтовиков пилить дрова и пропалывать огороды, а бригада во главе с комсомольцем Пряженниковым ремонтировала школьную мебель. Зимой 1944 года эта бригада изготовила для школы 40 макетов винтовок для занятий по военному делу.

Члены тимуровских команд чаще других посещали госпитали, где их с радостью принимали раненые. Ребята школы № 2 после рабочего дня в колхозе собирали рыжики, солили их и привозили грибы в подарок в госпиталь. Больные бойцы берегли для детей гостинцы: кусочек сахара, пряник, печенье или булочку. Ребята выступали с концертами художественной самодеятельности (было дано около 5 тысяч концертов).

Активно развернулось движение по сбору лекарственного сырья по Глазову и району. Так, на 10 июля 1942 г. в контору аптекоуправления на 10 июля сдано 60 кг ягод можжевельника, 34 кг листа крапивы, 21 кг полевого хвоща, 12 кг корней валериана. В этом движении приняли участие детский сад кирпичного завода, детский сад № 1, детские сады железной дороги, сплавной конторы и многие другие детские учреждения.

Дети помогали денежными взносами. Воспитанники детского дома № 3 города Глазова летом 1941 г. собрали 32 кг грибов, более 30 кг ягод, 7 кг шиповника, сдали их в заготовительные организации, вырученные деньги были внесены в Фонд обороны на строительство танков и самолетов. Кроме того, школьники помогали фронту посылками и сбором средств на укрупнение обороноспособности страны. Ученики Глазова послали фронту 3 113 посылок с теплыми вещами и продуктами, 21 018 носовых платков, 21 176 кисетов, 31 000 конвертов с бумагой. Всего за годы войны школьниками было собрано 2 170 тонн металла. Учащиеся республики собрали 924 000 рублей на строительство танковой колонный «Советский школьник». Также ученики школы им. Короленко города Глазова проявили активное участие по сбору средств на танковую колонну. За два декабрьских дня 1942 г. они собрали 2 500 рублей.

…и все-таки детство

Надо сказать, что при всех трудностях военного времени школы работали, и пропусков занятий не было. Дейстовали и летние пионерские оздоровительные лагеря в сельской местности и в черте города Глазова. В первую очередь путевки предоставлялись детям, чьи родители воевали или погибли на фронте, семьям военнослужащих. Ребята были заняты общественно полезным трудом, собирали под руководством преподавателей лекарственные растения, пропалывали грядки в плодовоовощном питомнике. В лагерях проводилась физкультура и политико-массовая работа среди ребят. Так, на 5 июля 1942 года в пионерских лагерях за одну смену в 21 день отдохнуло 100 человек.

В условиях военного времени продолжали работать учреждения культуры. Так, на одном из совещаний библиотечных работников города обсуждалось директивное письмо Наркомпроса Удмуртской АССР «Об обслуживании детей в военное время детскими, школьными и массовыми библиотеками», был намечен ряд конкретных мероприятий. В библиотеках читателям разъясняли характер, цели освободительной войны против фашистских оккупантов, задачи, стоящие перед народом в годы войны, ободряли людей, вселяли в них надежду, регулярно проводили беседы, лекции, показывали кинофильмы.

Работали также дома культуры, кинотеатры, клубы. В клубах для детей устраивались праздники, новогодние ёлки. Работали кружки детской художественной самодеятельности. 5 июля 1942 г. в кинотеатре «Свобода» города Глазова состоялось открытие детского кинофестиваля, задачей которого была организация культурного проведения летних каникул. Учителя, пионервожатые, руководители детдомов, детсадов мобилизовались на организацию детей для коллективного посещения сеансов. За 5-7 июля цветной фильм «Конек-горбунок» просмотрело 2 100 детей, 3 500 учащихся посмотрели фильм «Тимур и его команда». С глубоким вниманием дети слушали беседы участников фронта, находящихся на отдыхе в Глазове. Своими рассказами они зажигали желание быть помощниками Красной Армии. В другие дни фестиваля показывались звуковые кино- и мультипликационные фильмы.

Сост. О.А. Булдакова, сотрудник Публичной научной библиотеки им. В.Г. Короленко

Литература:

  1. Акатьева, М. Отдых детей / М. Акатьева // Ленинский путь. – 1942. – 2 июля. – С. 2.
  2. Анисимова, С. Галина Николаевна Кропотина: «На заводе плохих людей я не встречала»: [о ветеране трудового фронта, заслуж. работнике ЧМЗ Г.Н. Кропотиной] / Светлана Анисимова // Красное знамя. – 2010. – 26 авг. – С. 6.
  3. Богданова, Г. Ож тыл пинал сюлмын = Война глазами детей: [на выст. Центра ремесел «О далеких и близких» были приглашены люди, видевшие войну в детстве] / Галина Богданова // Иднакар. – 2010. – 13 апр. – С. 2.
  4. Богданова, К.Ф. Вклад в победу, вклад в созидание: [глазовчанин А.Г. Осипов подростком работал на стр-ве желез. дороги и на патрон. заводе в Глазове] / К.Ф. Богданова // Иднакар. – 2010. – 1 июля. – С. 7.
  5. Богданова, Н.А. Горе, и только: [воспоминания участницы трудового фронта] / Н. А. Богданова // Красное знамя. – 2013. – 27 июня. – С. 9.
  6. Глазов: всё для фронта // Говорит память: воспоминания участников войны и трудового фронта / сост. В.П. Бенкевич, Ф.К. Медведев, Р.А. Пришвицына. – Глазов, 2004. – С. 299-317.
  7. Гурьянова, Л. Пумен кыдеке кыле, но уг вуно = Остаются далеко, но не забываются: [глазовчанка Р.Г. Филиппова в воен. годы подростком работала в колхозе, строила желез. дорогу] / Лариса Гурьянова // Иднакар. – 2010. – 27 апр. – С. 3.
  8. Деветьяров, К. Детский кинофестиваль / К. Деветьяров // Ленинский путь. – 1942. – 5 июля. – С. 1.
  9. Дьяконова, М.И. «Завяжи косынку потуже и работай»: [воспоминания автора о детстве в годы войны] / М.И. Дьяконова // Мой город Глазов. – 2010. – 22 апр. (№ 15). – С. 8.
  10. Ельцов, В. Достойная помощь / В. Ельцов // Ленинский путь. – 1942. – 27 дек. – С. 2.
  11. Жилина, А. Готовимся к выезду / А. Жилина // Ленинский путь. – 1942. – 7 июня. – С. 2.
  12. Зорин, А. Родина моя, деревня Синичена: [о ветеране ЧМЗ, с 10 лет работавшем для Победы] / Анатолий Зорин // Красное знамя. – 2010. – 20 мая. – С. 6.
  13. Иванова, М. У войны не женское лицо: [о ветеранах трудового фронта, детьми работавших на станках, в полях, на лесозаготовках] / М. Иванова // Красное знамя. – 2010. – 29 апр. – С. 4.
  14. Ивасенко, В. Патронное детство / Вера Ивасенко // Красное знамя. – 2005. – 29 янв. – С. 5.
  15. Ившина, Д. Где ты, военное детство?: профессор Геннадий Щепин начинал свой трудовой путь ямщиком / Д. Ившина // Красное знамя. – 2010. – 13 апр. – С. 3.
  16. Из отчета школы № 3 г. Глазова о шефской работе пионеров и комсомольцев школы. 7 июля 1944 г. // Глазов. Документы и материалы. 1678-1989 гг. / под ред. А.А. Тронина. – Ижевск, 1992. – С. 136.
  17. Из отчетов промышленных предприятий республики о численности и составе рабочих и служащих на 1 января 1945 г. // Удмуртия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: сб. документов. – Ижевск, 1995. – С. 275-276.
  18. Казакова, О. Наше детство отняла война. И сделала нас поколением стойкости / Октябрина Казакова // Красное знамя. – 2014. – 14 янв. – С. 3.
  19. Калинина, О. Образцово организовать подготовку сельскохозяйственных кадров / О. Калинина // Ленинский путь. – 1942. – 26 янв. – С. 2.
  20. Конюхова, Т.Ф. Огненное детство и юность: очерк / Т.Ф. Конюхова. – Ижевск: Удмуртия, 2007. – 32 с.
  21. Кочкина, Н. Всё для фронта, всё для Победы! / Н. Кочкина // Красное знамя. – 2010. – 8 апр. – С. 6.
  22. Куртеева, Н.А. Деятельность библиотеки им. В.Г. Короленко в период Великой Отечественной войны / Н.А. Куртеева // Библиотека в контексте истории: материалы 6-й междунар. науч. конф. (Москва, 4-5 окт. 2005 г.) / сост. М.Я. Дворкина. – Москва, 2005. – С. 89-93.
  23. Кутявина, Н. Школа помогает колхозу / Н. Кутявина // Ленинский путь. – 1942. – 22 окт. – С. 2.
  24. Лехницкая, Л. Дети войны: им бы в куклы играть, но вышло все по-другому: [о ветеране трудового фронта Клавдии Тимофеевне Поздеевой] / Людмила Лехницкая // Красное знамя. – 2010. – 18 марта. – С. 6.
  25. Лехницкая, Л. Кто сказал: ударники не в моде?: сегодня ветеран ЛВЗ «Глазовский» Валентина Смирнова встречает юбилей, с чем коллектив ее и поздравляет / Людмила Лехницкая // Красное знамя. – 2010. – 3 авг. – С. 3.
  26. Максимова, А. Помощь колхозу – помощь фронту / А. Максимова // Ленинский путь. – 1942. – 17 мая. – С. 2.
  27. Мошкин, Н.А. Обеспечение промышленности рабочими кадрами: [в середине войны каждый седьмой рабочий не отметил еще своего совершеннолетия] // Всё для победы: трудовой подвиг рабочего класса Удмуртии в годы Великой Отечественной войны / Н.А. Мошкин. – Ижевск, 1984. – С. 19-27.
  28. Перевозчиков, Г. Не меньше 100 трудодней / Г. Перевозчиков // Ленинский путь. – 1942. – 9 мая. – С. 2.
  29. Перевощиков, В. И для школьников дел нашлось / В. Перевощиков // Ленинский путь. – 1942. – 16 авг. – С. 2.
  30. Перминов, М. Хорошо помогают учащиеся / М. Перминов // Ленинский путь. – 1942. – 30 авг. – С. 2.
  31. Печенкин, А. Замечательно работают / А. Печенкин // Ленинский путь. – 1942. – 2 авг. – С. 2.
  32. Пионер – всем ребятам пример! Как зарождалась пионерская организация в Глазове // Красное знамя. – 2014. – 28 авг. – С. 3.
  33. Пономарев, Г. Во всем старшим поможем / Г. Пономарев // Ленинский путь. – 1943. – 28 янв. – С. 2.
  34. [Привлечение подростков во время Великой Отечественной войны в сельское хозяйство, на производство] // Глазов: ист. очерк / сост. М.И. Буня. – Ижевск, 1980. – С. 174–175.
  35. Радиоинформация об овладении студентами и школьниками сельскохозяйственными профессиями без отрыва от учебы от 13 нояб. 1941 г. // Удмуртия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: сб. документов. – Ижевск, 1995. – С. 64.
  36. Рыжикова, Р. Учащиеся – на помощь колхозам, совхозам, МТС / Р. Рыжикова // Ленинский путь. – 1942. – 26 апр. – С. 2.
  37. Селезнева, В. Учащиеся на уборке / В. Селезнева // Ленинский путь. – 1942. – 6 сент. – С. 2.
  38. УАССР. Совнарком. О привлечении учащихся 7-10 кл. неполных средних и средних школ к сельскохозяйственным работам: постановление от 8 авг. 1941 г. // Удмуртия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: сб. документов. – Ижевск, 1995. – С. 38.
  39. Филатова, Т. Лекарственное сырье необходимо для Красной армии / Т. Филатова // Ленинский путь. – 1942. – 13 авг. – С. 2.
  40. Харина, М. На воскреснике / М. Харина // Ленинский путь. – 1942. – 8 окт. – С. 2.
  41. Шаповаленко, Г. Детство, опаленное войной / Галина Шаповаленко // Красное знамя. – 1995. – 17 февр. – С. 3.