Алмагамбетова А. А.,
библиотекарь Детского филиала МБУК «ЦБС г.Глазова»

Продвижение справочной литературы по экологии для детей

Чтение детей – одна из важнейших перспектив развития духовности, интеллекта, культуры ребенка. Для будущего любой нации особенно важно, как происходит процесс вхождения детей в мир книжной культуры. Школьники все чаще прибегают к помощи Интернет – ресурсов, забывая о том, что достоверную информацию можно также почерпнуть из книги.

Наблюдая за юными читателями в библиотеке по формулярам, мы видим, что очень многие ограничиваются только чтением журналов, комиксов, «ужастиков», детективов. Опыт работы Детского филиала – библиотеки «Зеленый мир» показывает, что не все дети, особенно в возрасте 7 – 10 лет, умеют правильно пользоваться справочниками, словарями и энциклопедиями.

Справочная литература – это книги, дающие краткий ответ на любой вопрос. Это словари, справочники, энциклопедии. Такая литература помогает не только правильно писать слова, определять их значение, но и расширяет кругозор, дает новые сведения из разных областей науки, техники, искусства, литературы; развивает речь, приобщает к культуре народа.

Профиль работы Детского филиала – это экологическое просвещение подрастающего поколения, именно поэтому центральное место в фондах библиотеки занимает справочная литература экологического содержания, раскрывающая тесную взаимосвязь природы и человека, красоту и многообразие флоры и фауны, в том числе родного края.

Продвижение книги, чтения – основное направление в деятельности каждой библиотеки. Сегодня библиотекари ведут активный поиск нестандартных форм продвижения книги и чтения, внося в традиционную работу новые идеи; разрабатывают интересные программы мероприятий, направленные на продвижение книги; привлекают читателей и создают позитивный образ библиотеки.

В Детском филиале имеется огромное множество энциклопедий по экологии: серия «Махаон», «Я познаю мир», «Познаем мир», «Моя первая книга» и т.д. Не просто только иметь в фонде книги, но и нужно их продвигать так, чтобы юный читатель захотел ими воспользоваться. Вот некоторые формы по продвижению справочной литературы по экологии, которые используются в нашей библиотеке.

1. Через библиотечные уроки. Библиотекарем был разработан библиотечный урок «Они знают всё», на котором учащиеся познакомились со справочниками, энциклопедиями и словарями, находящимися в Детском филиале. Попробовали поработать в энциклопедиях серии «Махаон», активно искали ответы на вопросы, после чего, дружно пошли на абонемент за энциклопедиями.

2. Справочная литература по экологии используется для подготовки к занятиям эколого – просветительской программы Школы Экологической Культуры «Родничок». Программа направлена на получение экологических знаний детьми в возрасте от 5 до 15 лет и рассчитана на 6 ступеней обучения, включающих темы охраны окружающей среды, ресурсосбережение и экологии. Используются такие формы работы, как познавательный час с презентацией, заочное путешествие, библиофреш (обзор книжных новинок по экологии), урок здоровья и т.д. Проводятся такие занятия, как «Пришла весна – красна», «Под палящим солнцем», «Ботанические экскурсии», «Современные проблемы экологии» и многое – многое другое!»

Ребята с удовольствием участвуют в интерактивных играх и игровых программах.

На всех занятиях присутствует совместная работа детей с библиотекарем: разгадывание кроссвордов и викторин, работа со справочниками и словарями, с целью поиска интересных фактов. Ребята рисуют иллюстрации и делают поделки.

3. В ДФ разработаны циклы мероприятий по экологии. Каждый цикл предусматривает использование справочников. Очень нравится ребятам цикл «Удивительно, но факт» в форме эко5минутки для детей дошкольного возраста. В течение 15-20 минут ребята узнают интересные факты о животных из серии «Познаем мир» (Моя первая книга о животных). Ищут ответы на вопросы «Как ученые узнают акулу по хвосту?», «Могут ли вместе жить пингвины и белые медведи?», «Правда ли, что кит – это не рыба?». По завершению такого занятия дети непременно хотят взять книгу об этом животном и прочитать еще больше информации.

4. Книжная выставка в библиотеке – один из самых эффективных методов пропаганды книги. При творческом подходе к работе совершенно обычная книжная выставка превращается в интересное мероприятие. Происходит непосредственный контакт читателя с книгой.

В ДФ разработан цикл выставок «Листая эко-календарь», где представлены различные формы: выставка-путешествие, выставка-просмотр, выставка-предупреждение, выставка-совет, выставка-призыв: «Хочу все знать», «По материкам и странам», «География континентов, океанов и морей», «Мусор – глобальная проблема» и т.д. Библиотекарь проводит обзор у выставки, раскрывая секреты с полезной информацией из представленной литературы. Информация помогает детям в выполнении задания по окружающему миру, в выборе темы и написании проекта или в подготовке презентации по экологии и окружающему миру.

5. Мультичитки экологической литературы. В этом году было решено использовать такую форму продвижения книг по экологии, как мультичитки. Ребята вместе с библиотекарем читали энциклопедии из серии «Все обо всем», а кто-то заранее подготовившись, рассказывал интересные факты о животном или растении. В конце данного мероприятия дети смотрели небольшой мультфильм про данного животного или растение.

6. Еще один из способов привлечения внимания детей к справочной литературе по экологии – это игра. Поэтому в рамках реализации проекта «Большое чтение 2017» библиотекарями были разработаны 3 формы игры: интерактивная игра, настольная игра и лэпбук по продвижению книги и чтения.

7. Интерактивная игра «Эти удивительные животные». Каждому участнику игры необходимо выбрать рубрику и постараться ответить на сложные, а порой необычные вопросы о наших соседях по планете. Для разработки игры использовалась серия энциклопедий «Я познаю мир». Игра состоит из 6 блоков по 11 вопросов. Задания были разными: ребусы, загадки, предлагалось угадать животное по фотографии и т.д. Пример: давайте попробуем отгадать животного из раздела «Портрет».

8. Познавательная игра «Лэпбук: Растительный мир Удмуртии». Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую входят материалы одной темы. Будь это и о временах года, о месяцах, о животных Красной книги и т.д. В нашем же случае Лэпбук «собрал» в себя растительный мир Удмуртии, в котором были представлены кармашки с названиями «Деревья и кустарники», «Травы», «В поле, в саду, в огороде», «Загадки» «Соедини по точкам». То есть здесь есть не только познавательные моменты, но и игровые! Лэпбук был создан по книге Виктора Туганаева «Коля знает 50 растений», где дети познакомились с новыми видами растений Удмуртии.

9. Настольная игра «Мое увлекательное путешествие» разработана по энциклопедиям серии «Махаон». Игра состоит из 4 блоков по 10-15 вопросов. «Внезапно дети оказываются в то время, где по всей планете бродят динозавры и бушует огненный вулкан. Задача ребят заключается в том, чтобы проходя по дороге, ответить на все вопросы, в том числе и каверзные. Дети знакомятся с удивительным миром динозавров и растений, и даже встретят самого первого человека. Пройдя это испытание, ребята окажутся в необычном и темном лесу, где преградит им путь царь леса – медведь. Впереди детей ждет чудесная цветочная поляна с обилием совершенно разных растений, о которых ребята узнают из тайной книжки с заданиями. А пройдя мимо кристально – синего водопада ребята увидят необычного человека в домике…»

Прошу заметить, что данные игры были разработаны совместно с детьми! Целый месяц мы трудились над созданием игр, подбирая книги и выписывая интересные факты и создавая задания!

У детей появился интерес к чтению справочной литературы, способность к сбору информации из разных источников. Библиотекари освоили новые формы и методы работы с читателями, а так же попытались повысить культурную и творческую активность детей. Мероприятия проводятся в любое время, например, настольная игра пользуется спросом летом; лэпбук интересен дошкольникам, так как они знакомятся с растениями нашего края и т.д.

По итогу конкурса «Большое чтение» конкурсная работа заняла 1 место.

Таким образом, справочная литература способствует развитию ребенка как личности, расширяет кругозор, учит быть любознательным, приобщает к чтению.

В перспективе по продвижению справочной литературы в Детском филиале – библиотеке «Зеленый мир» планируется более широкое использование новых форм и методов работы.