Ильина Е. П.,
ведущий библиотекарь МКОУ «ОШ № 5 г. Глазова Удмуртской Республики»

Деятельностный подход в системе библиотечных уроков для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

В условиях перехода школ на ФГОС основной задачей образования сегодня сформировать у обучающегося умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению.

Реализации данных задач в полной мере способствует деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности обучающегося осуществляется в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Правильно гласит китайская народная мудрость: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Особенно это важно и актуально при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Деятельностный подход при работе с данной категорией обучающихся должен быть в основе не только учебных предметов, но и во внеурочной деятельности, в том числе при проведении библиотечных часов.

Библиотечные часы (уроки) помогают развивать познавательную активность обучающихся, интерес к учению, любовь к книге, экологическую культуру и т.д.

Используя данный воспитательный потенциал библиотечных уроков, был создан цикл библиотечных часов «История книги». Данный цикл направлен на формирование личностных результатов для детей с интеллектуальными нарушениями, прописанными во ФГОС, а также помогает образовательной организации в обеспечении сохранности литературы, особенно учебной.

Данные мероприятия позволяют формировать бережное отношение к бумажным носителям информации, к природе, а также носят профориентационную направленность, развивают мелкую моторику.

Цикл «История книги» на сегодняшний день состоит из 4 занятий:

«На чем писали люди в древности», «Бумажные истории», «Книжные профессии», «Книжкина больница». Материалы могут быть использованы на классных часах, на уроках биологии, истории и литературы, библиотечных мероприятиях.

Данная система уроков раскрывает историю создания книги от первых этапов до выпуска в типографии. В выступлении подробно будут рассмотрены первый и второй урок.

«На чем писали люди в древности»

Задачи урока:

  1. познакомить детей с материалами для письма, используемыми до создания бумаги (береста, глина, папирус);
  2. способствовать развитию устной связной речи, познавательной сферы;
  3. формировать бережное отношение к бумаге, книгам, учебникам.

В начале урока обучающиеся узнают, что было время, когда бумага еще не была изобретена и называют способы сохранения и передачи информации (камень, листья деревьев, песок и т.д.). В ходе беседы выясняется неудобство перечисленных материалов.

Далее следует блок, посвященный глине. Для наглядности демонстрируются предметы и изделия из глины (посуда, цветочные горшки, вазы, поделки, кирпич), или слайды презентации, или книга Г.Федотова «Послушная глина».

Чтобы ответить на вопрос, удобен ли данный материал для письма, обучающимся предлагается поработать с глиной. Каждый получает глину для создания «странички» и острой палочкой пишут свое имя.

По итогам работы обучающиеся формулируют вывод: в качестве материала для письма глина не очень удобна в сравнении.

Далее обучающиеся работают со следующим материалом. Демонстрируется образец берёсты, обучающиеся определяют, что это и какому дереву принадлежит, изделия из бересты, или слайды презентации, или книга Ф.А. Усковой «Чудесный клад – для дела лад».

В ходе работы с данным материалом, обучающиеся формулируют выводы о неудобстве бересты для письма, по сравнению с бумагой.

Для детей с легкой умственной отсталостью с 7 по 11 классы разработан блок про папирус. Обучающиеся моделируют создание папируса, скручивают свитки.

Выводы по уроку (формулируют обучающиеся): бумага, одно из самых удивительных и важных открытий человечества.

В конце урока предусмотрено домашнее задание: узнать, какое насекомое подсказало людям, из чего можно создать бумагу.

«Бумажные истории»

Задачи:

  1. способствовать развитию кругозора.
  2. способствовать воспитанию бережного отношения к природным материалам.
  3. активизировать обучающихся к сбору макулатуры.

В начале занятия обучающиеся называют сферы использования бумаги (самостоятельно или при помощи организованной выставки).

Опираясь на жизненный опыт и знания, как правило, обучающиеся знают, что бумагу делают из дерева. Но с технологией производства не знакомы. На занятии поэтапно в ходе опыта вместе с детьми идет процесс производства бумаги: дерево – щепа (или опил) – вода – размешивание. После того, как полученная масса выкладывается на сетку, становится очевидным, что бумага не получилась. Для того, чтобы выяснить причину предлагается просмотреть видеоролик.

После просмотра детям задаются вопросы, в том числе и о вреде производства бумаги на окружающую среду (вырубка лесов, ядовитые растворы, загрязнение воды и воздуха). Вырабатываются правила экономного отношения к бумаге: не тратить бумагу зря, не выбрасывать чистые тетради, собирать макулатуру.

Далее идет блок, посвященный макулатуре. Обучающимся предоставляется информация о том, сколько килограмм макулатуры спасет одно дерево. Дети высчитывают (либо сообщается педагогом) количество спасенных деревьев. Для визуализации обучающимся предлагается во время динамического часа посчитать «спасенные» деревья на школьном участке.

В конце занятия обучающие делают вывод, что бумага очень нужна человечеству, но ее производство наносит вред природе, поэтому необходимо экономить бумагу, собирать макулатуру.

В качестве домашнего задания обучающимся предлагается узнать о родителях про их любимые книги детства, по возможности, их можно принести и показать одноклассникам.

Урок «Книжные профессии» направлен на расширение кругозора обучающихся по профессиям, воспитание уважения к труду людей, создающих блага.

Занятие «Книжкина больница» носит практических характер. Актуализируются знания, полученные на предыдущих занятиях, обучающимся с 5 класса по возможности демонстрируется книга из личного архива (1910 года издания) и предлагается отремонтировать книги школьной библиотеки.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Прсвещение, 2017. – 78 с.
  2. Федотов Г. Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1977. – 144с.: ил.
  3. Ускова Ф. А. Чудесный клад – для дела лад: Учебное пособие по технологии для учащихся 5-11 классов. – Ижевск: Удмуртия, 2003. – 112 с.: ил.+16с. Вкл