Лукина И. А.,
главный библиотекарь Публичной научной библиотеки им. В.Г. Короленко МБУК «ЦБС г.Глазова»

Детское чтение глазами родителей: результаты социологического исследования

Многочисленные возможности современного информационного пространства внесли существенные коррективы в детский досуг. Чтение в этом списке занимает далеко не первое место. Об этом свидетельствуют данные социологического исследования «Изучение чтения детей 10-14 лет», проведенного в два этапа в 2016 и 2018 годах в библиотеках г. Глазова. Большинство опрошенных детей отводят чтению четвертое место, и это нормально, т.к. для этого возраста важнее общение, социализация среди сверстников. Но дети относятся к чтению позитивно, они читают и для досуга, и для подготовки к занятиям.

Привычка читать и любовь к чтению формируются с раннего возраста и во многом благодаря родителям. Для того, чтобы выявить роль родителей в формировании читательского интереса у детей, в 2019 году было проведено исследование.

Объектом исследования стали родители детей до 10 лет, предметом - значимость детского чтения для родителей. В исследовании приняли участие 100 человек: 87 женщин и 13 мужчин. Преобладающий процент респондентов женского пола объясняется тем, что исследование проводилось в библиотеках, школах, детских садах города, которые чаще посещают женщины.

Первой задачей исследования было выявить присутствие традиции совместного чтения детей и родителей в семье. Анализ анкет показал, что лишь в семьях 45% опрошенных присутствует традиция семейного чтения. Постепенно прививают эту традицию в семье 27% опрошенных. Нет времени на семейное чтение лишь у 4% опрошенных. Эта традиция была, пока ребенок был маленький, в семьях 22% анкетируемых. Не принято совместно читать в 2% семей опрошенных. Наблюдается тенденция: чем старше дети респондентов, тем в большем количестве семей есть традиция семейного чтения, т.е. привычка совместного чтения формируется по мере взросления ребенка.

55% респондентов отметили, что читают своему ребенку или совместно с ним почти каждый день. 33% опрошенных родителей читают, но не так часто. Читают редко 6% респондентов. Совсем не читают 2% родителей. Большинство родителей читают своим детям: если не каждый день, то стараются уделять совместному чтению время. Хотелось бы, чтобы большее количество родителей начинали читать своим детям с самого раннего возраста, так как уже до 3-х лет у детей начинает развиваться образное мышление и память.

Чаще родители читают вместе с детьми либо по просьбе ребенка (всего 53%), либо по собственной инициативе (52%). По необходимости читают лишь 12% опрошенных.

Следующей задачей исследования было составить списки любимых детьми книг, и книг, которые родители считают необходимыми для чтения своими детьми.

Так, было выяснено, что 44% родителей читают своим детям классическую детскую литературу; 43% респондентов читают разную литературу; 33% родителей выбирают для чтения энциклопедии и книги познавательного содержания; 32% выбирают книги современных детских писателей. Литературу писателей родного края выбирают для совместного чтения лишь 2% родителей. В выборе книг родителями для чтения не прослеживается какой-либо явной тенденции, респонденты выбирают разные книги, что очень важно для расширения кругозора ребенка. Небольшое преимущество в выборе классической литературы свидетельствует о явном доверии к литературе, проверенной временем и литературе, на которой они выросли и хорошо ее знают. Отрадно, что книги современных детских авторов также вызывают интерес родителей, т.к. среди них немало достойных произведений, полюбившихся детям.

Респондентам было предложено назвать книгу, которую, на их взгляд, необходимо прочитать каждому ребенку. У многих родителей этот вопрос вызвал затруднение. Однако большинство анкетируемых ответили на данный вопрос, в итоге был составлен список детских книг, рекомендуемых родителями для чтения. По рекомендации родителей в возрасте до 30 лет был составлен небольшой список, в который вошли: стихи А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, сказки В. Сутеева, русские народные сказки и потешки, произведения Н. Носова, книги о Гарри Поттере и некоторые другие. По рекомендации родителей старше 30 лет был составлен более внушительный список: неоднократно упоминались рассказы В. Осеевой, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Денискины рассказы» В. Драгунского, рассказы В. Бианки; книги «Детям о важном. Про Диму и других» Н. Ремиша, «Поллианна» Э. Портер, «Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского, детские энциклопедии и мн. др. В списке рекомендуемых родителями книг лидируют произведения детской классики, и это опять же говорит о доверии к литературе, проверенной временем. Интересен тот факт, что количество книг, предлагаемых более молодыми родителями, в разы отличается от списка родителей старше 30 лет, что можно объяснить большим читательским опытом последних.

В результате анализа анкет был составлен список любимых детских книг. Дети до 3 лет ожидаемо любят стихи Маршака, Барто, Чуковского, сказки Сутеева, русские народные сказки и некоторые другие. Дети 4-6 лет и 7-10 лет любят читать сказки Андерсена, рассказы Носова, Драгунского, книги Э. Успенского, повесть А. Волкова «Волшебник изумрудного города», сказки Т. Крюковой, книги Холли Вебб и другие. Помимо детской классики детям интересны и книги современных авторов. Существенных отличий в книжном предпочтении детей 4-6 лет и 7-10 лет нет, веселые и добрые книги нравятся и маленьким детям, и детям постарше. Но чем старше возраст детей, тем длиннее и разнообразнее список любимых ими книг. Радует, что родители знают, какие книги любят читать их дети. Это подтверждает тот факт, что традиция семейного чтения существует во многих семьях. Даже если не все родители читают своим подросшим детям, то интересуются их чтением.

Важной задачей исследования было выяснить, какое значение придают родители чтению с детьми как эффективному средству образования и воспитания детей, их интеллектуального развития. Так, 84% родителей считают, что чтение обогащает словарный запас и повышает грамотность ребенка; 83% опрошенных считают, что чтение расширяет кругозор; развивает воображение и мышление - 73%; 54% опрошенных убеждены, что на положительном примере литературных героев происходит процесс воспитания. Некоторые респонденты написали в анкетах, что «чтение развивает эмоциональную сферу», «чтение – это лишний повод уделить время ребенку», «в процессе чтения происходит процесс социализации ребенка».

При совместном чтении 50% родителей считают самым главным усвоение содержания прочитанного; для 43% респондентов важно, чтобы при прочтении книги ребенок с пользой провел время, а для 38% - осознание причины и последствий поступков героев. 37% анкетируемых расценивают процесс совместного чтения как еще одну возможность показать ребенку свою любовь. 20% опрошенных хотели бы, чтобы ребенок после прочтения попытался объяснить основную идею произведения; 18% - чтобы дети могли анализировать внутренний мир героев книги, и для 17% важно умение ребенка оценивать роль героев в описываемых событиях. Один респондент конкретизировал: «чтобы ребенок слушал и мог пересказать».

Большинство родителей считают, что чтение должно быть вдумчивым и осознанным. Осознать самому прочитанный текст ребенку еще не под силу, здесь важно участие родителей. 68% родителей понимают это - они считают важным беседовать с ребенком о прочитанных книгах, причем большая часть из них – родители старше 30 лет, т.е. люди, имеющие более богатый жизненный опыт, нежели родители «начинающие». 30% опрошенных считают, что необходимость беседовать о прочитанной книге возникает только в определенных случаях, т.е. все зависит от содержания книги.

Таким образом, почти половина родителей расценивают чтение как способ полезного времяпровождения. Однако многие родители придают чтению образовательное и воспитательное значение: им важно, чтобы, читая, ребенок учился понимать и оценивать происходящие события, поступки героев, тем самым приобретая определенный жизненный опыт и нравственные устои. Родители готовы помочь в этом своим детям, предлагая им вдумчивое чтение, принимая живое участие в этом процессе. И здесь выигрывает не только ребенок, получая знания о мире, но и родитель, приобретая доверие в лице своего ребенка.

Совместное чтение 75% опрошенных родителей расценивают, как способ привлечь ребенка к чтению. Половина респондентов важным в придании значения чтению в глазах ребенка считают собственный пример, т.е. сами читают книги. 33% родителей считают немаловажным совместное посещение библиотеки. Чтение новых и интересных книг, купленных в магазине, по мнению 28% опрошенных, также увлекают детей. 24% анкетируемых считают, что привлечению к чтению способствует вовремя прочитанная книга. Провокационный вариант ответа «этим должны заниматься детский сад и школа» на вопрос «Как можно привлечь ребенка к чтению?» выбрали 2% респондентов.

Последней задачей было выявить источники получения книг для чтения. В результате исследования выяснилось, что 73% респондентов для совместного чтения с ребенком берут книги в библиотеке, 60% родителей покупают в магазине. 17% ответили, что у них достаточно книг дома, 16% пользуются книгами из личных библиотек друзей и знакомых. 2% опрошенных ответили, что читают книги в Интернете и приносят с работы. Как и прежде, библиотеки не утрачивают своих позиций и являются основным источником получения книг для чтения. Но современные родители, несмотря на главенствующую роль Интернета в нашей жизни, стремятся приобретать печатные книги для своих детей.

У 78% респондентов есть своя домашняя библиотека, 22% ее не имеют. То, что у большинства опрашиваемых есть домашняя библиотека, говорит том, что родители стараются привить любовь и интерес к чтению своих детей.

Таким образом, результаты исследования показали, что традиция семейного чтения существует в современных семьях и сохраняется даже тогда, когда повзрослевшие дети уже давно читают сами. Совместному чтению современные родители придают большое значение, поскольку осознают, что оно является эффективным средством образования и воспитания детей, их интеллектуального развития, социализации, и в первую очередь от родителей зависит, будет ли их ребенок разносторонне развит.

Полученные в ходе исследования данные послужат основой при планировании мероприятий не только для детей, но и для родителей. Активизация работы с родителями в детских библиотеках должна быть направлена на формирование читательской культуры взрослых, на развитие традиций семейного чтения.