Вершинина В. В.,
ведущий библиотекарь Детского филиала МБУК «ЦБС г.Глазова»

«Вуюись» - радуга детской национальной литературы: история одного проекта

Мы живём в Удмуртской республике. Наша республика многонациональная. Национальный язык – удмуртский.

Число говорящих на удмуртском языке уменьшается с огромной скоростью. В атласе вымирающих языков ЮНЕСКО удмуртский попал в число находящихся под угрозой исчезновения через 100 лет. Вместе с языком исчезнут культура и духовные ценности удмуртов. Исчезнет самобытность, исчезнет целая национальность. Для решения этой серьезной проблемы необходимо создавать условия для развития интереса к языку и культуре удмуртского народа.

Детская библиотека может стать тем местом, где созданы условия для развития этого интереса.

Фонды библиотеки пополняются литературой краеведческого характера, настольными играми, аудио материалом, в том числе на удмуртском языке. В большинстве школ и детских садах удмуртский язык не изучается.

Наиболее целесообразно начинать знакомить детей с удмуртским языком и культурой с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте:

  1. Дети в общении более свободны и открыты;
  2. Наиболее восприимчивы к усвоению другого языка;
  3. В любой культуре чувствуют себя как дома;
  4. С интересом знакомятся с каждой новой культурой;
  5. Ценят свою культуру;
  6. Изучают и усваивают язык в игре, что очень хорошо для подготовки к школе.

Одним из направлений работы Детского филиала – библиотеки «Зеленый мир» является пропаганда краеведческой литературы. Главная цель – воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, его традиции, памятники природы, истории, культуры и желающего принять активное участие в его развитии.

Дети дошкольного возраста являются постоянными читателями библиотеки, посещают библиотечные мероприятия.

Всё это способствовало созданию на базе библиотеки просветительского проекта «Вуюись», что в переводе с удмуртского означает радуга. Целью проекта является приобщение детей дошкольного возраста к культуре, традициям, обычаям удмуртского народа и знакомство с удмуртским языком.

Дети логопедических групп №1 и №2 детского сада № 25 «Буратино» собираются в библиотеке 2 раза в месяц с сентября по май. Это дети с тяжелым нарушением речи, поэтому все занятия адаптированы, и начинаются с установления атмосферы дружелюбия.

В течение учебного года проходят занятия, соответствующие 7 цветам радуги. Каждое занятие делится на две части: теоретическая и практическая. В теоретической части дети знакомятся с новой темой, в практической – выполняют коллективное задания по изученной теме. Каждому занятию соответствует определенный цвет радуги, каждому цвету соответствует конкретная тема. Например, красный цвет – «Красная книга Удмуртии», желтый - золотое солнце Удмуртии – италмас и т.д.

В мае, на итоговом занятии, дети будут создавать мультфильм «Радуга из пластилина». Вспомнят все цвета радуги, их названия на удмуртском языке и создадут свою удмуртскую радугу, которая будет воплощена в мультфильм.

Не секрет, что дети познают мир в игре. Играя, они лучше воспринимают и запоминают всё, что видят, слышат и чувствуют, потому что это увлекательно, весело, удивительно, ново и неожиданно, они учатся говорить и общаться.

Все занятия проходят с использованием игровых форм обучения, в частности, с ознакомлением детей с удмуртскими народными обычаями и традициями, устным народным творчеством, а также с творчеством писателей и поэтов Удмуртии.

В обучении удмуртского языка используется коммуникативный подход, который основан на создании благоприятной атмосферы и направлен на формирование у детей смыслового восприятия и понимания удмуртского языка, а также на овладение языковым материалом в различных эмоциональных ситуациях.

На занятиях используется мультимедийная техника, игрушки, коммуникативные игры и упражнения, элементы театрализации и диалоги. Руководитель проекта при использовании коммуникативного подхода выступает в качестве помощника и друга.

На первом занятии «Пуксьы, буква, интыяд! Буква, встань на своё место!» дети познакомились с удмуртским алфавитом, азбукой. Узнали, что удмуртский алфавит включает 38 букв. Работали с книгами библиотеки по данной теме, с удовольствием изучая и обсуждая картинки на каждую букву алфавита. Попробовали произнести буквы на удмуртском языке, выучили новые слова, а также научились здороваться, например: «Зечбуресь! Здравствуйте!». В гости к ребятам приходила удмуртская кукла Катя, которая научила их произносить своё имя на родном языке.

А в завершении они посетили выставку-экспозицию «Славится Удмуртия мастерами»!

На других занятиях дети познакомились с Красной книгой Удмуртии. Узнали, какие растения и животные находятся под защитой. И совместно с родителями выполнили творческие задания: рисунки и плакат на тему «Красная книга Удмуртии».

Познакомились с символом Удмуртии – италмас. Прочитали стихи и легенду М. Петрова «Италмас». Узнали, что Италмас – любимый цветок удмуртов, золотой символ Удмуртии, символ любви, верности, надежды и радости.

А на практическом занятии был проведен час поделок по изготовлению символа Удмуртии – цветка Италмас.

В рамках Всемирного дня удмуртского языка работала выставка: «Зечбур! Здравствуй!». Для юных читателей был проведен обзор книжной выставки, где читатели познакомились с удмуртскими писателями и книгами на удмуртском языке. Читали стихотворения и отгадывали загадки, здоровались друг с другом на удмуртском языке.

Все малыши любят игрушки, поэтому первыми предметами для изучения стали куклы, животные, кубики. Игрушка может дать ребенку представление о цвете, форме, размере, а также действии, которое можно совершить с предметом. В закреплении пройденных занятий помогают удмуртские настольные игры. Они развивают у детей внимание, память, логическое мышление. Дети с удовольствием играют в них.

Конечно, везде присутствует книга. Она – наш незаменимый помощник.

Занятия в проекте направлены на продвижение детского чтения. В библиотеку записываются новые читатели – дети и их родители. Растет число посетителей библиотеки. Для наших читателей поступают книги и настольные игрына удмуртском языке, которые могут помочь детям и взрослым самостоятельно осваивать удмуртский язык и узнавать больше о быте и культуре удмуртов.

После окончания занятий ребята с удовольствием читают журналы, новые книги, играют в настольные игры. Таким образом, прививается любовь читателя к библиотеке и чтению.

Один из отзывов о проведенных мероприятиях: от 20 декабря 2018 «Василиса Васильевна провела занятие проекта «Вуюись» на тему «Италмас – символ Удмуртии. Беседа была интересной, доступной для наших детей с ТНР; ребятки под руководством Василисы Васильевны изготовили цветок, а потом с этим цветком поиграли. Было очень весело и увлекательно. Желаем дальнейших творческих успехов и встреч с нами. Данилова О.В.»

В дальнейшем, мы планируем перенести опыт работы на более старший возраст – начальные классы, усложнив теоретическую часть и разнообразив практическую с приглашением специалистов, краеведов и творческих людей нашего города.