Злобина Ю. И.,
библиотекарь Центральной детской библиотеки МБУК «ЦБС г.Глазова»

К пониманию книги через иллюстрацию: из опыта работы с дошкольниками

Знакомство с книгой происходит у ребёнка уже в самые первые месяцы жизни. Сначала ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. Художник-иллюстратор книги «приходит» к ребёнку, когда он ещё не умеет разговаривать, ходить. Картинка, предлагаемая ребёнку художником, формирует в детях любовь к прекрасному, прививает художественный вкус, знакомит с окружающим миром. Так как иллюстрация – это реально видимое изображение, она очень важна для воспитания и развития ребёнка. Рисунок – это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в познании мира.

Книжная иллюстрация останавливает мгновение, описанное в произведении, даёт возможность проникнуть в мир, придуманный писателем, поэтом. Художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.

Сначала ребёнок узнаёт на картинке свои игрушки, домашних питомцев – кошку, собачку. Позже книжная картинка познакомит его с животными, птицами, которых он ещё не видел в реальности, но слышал о них в маминых песенках-потешках, сказках. Для детей, живущих в определённой природной зоне, будут понятны и зрительно осязаемы слова море, горы, пустыня, водопад. Книжка покажет, как выглядит слон, кит, самолёт, корабль.

Ещё одной особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Такое расположение оказывает влияние на понимание текста детьми. Для самых маленьких детей рисунок играет роль основного материала, является той действительностью, которую нельзя заменить словесным описанием. У детей старшего дошкольного возраста слова текста вызывают определённые ассоциации и, поэтому, иллюстрации нужны только для понимания наиболее трудных моментов сюжета произведения.

Понимание того на сколько важна иллюстрация в книге было уже в XV веке, тогда стали издавать иллюстрированные Библии и буквари. С начала XVIII века почти до начала XX века большое значение при обучении детей чтению имели русские народные картинки. В конце XIX, начале XX века к иллюстрированию детской книги обращаются выдающиеся художники-живописцы. Один из выдающихся художников – Юрий Алексеевич Васнецов, иллюстрации которого знакомы нам с детства. Он иллюстрировал произведения русского фольклора, русские народные сказки, оформлял книги В. Бианки, С. Маршака, К. Чуковского. Именно его творчество было взято в основу проекта.

Для знакомства детей с иллюстрациями был создан и реализован проект совместно с детским садом №17 «Мы - читаем, мы - играем, Васнецова открываем!» по приобщению детей раннего и дошкольного возраста к чтению через иллюстрацию.

Цель проекта: повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения в семье, развитие культурной и читательской компетентности родителей.

Целевая аудитория: дети раннего возраста (1.5-2 года) и их родители.

Задачи проекта:

  1. Повысить компетентность и заинтересованность родителей в организации детского чтения.
  2. Показать ценность духовного взаимодействия родителей с детьми в процессе совместного чтения.
  3. Популяризировать традицию семейного чтения.
  4. Оказать методическую помощь родителям в руководстве чтением детей и выбора детской художественной литературы (с акцентом на иллюстрацию в детской книге).
  5. Привлечь в библиотеку новых читателей.

В ходе реализации проекта был произведен подбор детской художественной литературы с иллюстрациями Юрия Васнецова. Книги были представлены на родительском собрании для ознакомления и проведения деловой игры «Книжный магазин», часть из них была выдана воспитателям для прочтения и просмотра иллюстраций в группе с детьми.

Также было подготовлено и проведено родительское собрание «Воспитание маленького читателя». В ходе собрания родителям была представлена презентация, в которой были обозначены основные моменты о необходимости семейного и детского чтения, значения книг в жизни детей. Родителям были предложены советы, какими способами можно привить вкус к чтению и любовь к книгам. Особое внимание отвели вопросу иллюстрации в детской книге и её значению в детской книге. Обсудили, на что нужно обратить внимание при выборе книги для прочтения ребенку, сделав особый акцент на иллюстрацию.

Мы обратились к творчеству Юрия Васнецова и посмотрели подготовленный буктрейлер «Сказочный» художник из Вятки».

Для закрепления полученной информации совместно с воспитателями была проведена деловая игра «Книжный магазин», в которой родителям было предложено представить себя в роли покупателя и «купить» из представленных книг книгу для ребенка. На выставке были книги с иллюстрациями Юрия Васнецова, как пример хорошей иллюстрации, и пара книг с примером неудачной иллюстрации.

Следующим этапом было посещение малышей вместе с родителями и воспитателями в один из субботних дней нашей библиотеки. Мы показали ребятам спектакль «Колобок», который дети с большим интересом посмотрели. После представления мы с ребятками потанцевали и поиграли. Воспитателями был подготовлен сюрприз для ребят в виде волшебного сундука, в котором находились подарки – настольные игры, пазлы с иллюстрациями Юрия Васнецова. После того, как дети поиграли, мы отправились знакомиться с библиотекой, записали желающих к нам в библиотеку и выдали книжки.

Стоит отметить, что проект оказался вполне успешным. Это можно судить по отклику родителей на родительском собрании, проявленному интересу детей к книгам, спектаклю, иллюстрациям.