Кощеева С.А.,
учитель литературы МБОУ «Гимназия №6» г. Глазова

Исследовательская деятельность учащихся как один из способов популяризации детского чтения

«По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает, и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов...» (Ильин А. И.)

Одной из проблем, остро стоящих перед образованием, является приобщение детей к чтению. Как привлечь учащихся к знакомству с новыми книгами, если традиции семейного чтения безвозвратно канули в прошлое? Как заинтересовать новыми открытиями? Одним из способов популяризации детского чтения, на наш взгляд, является исследовательская деятельность учащихся, которые после знакомства с книгами, не входящими в школьную программу, анализируют тексты, готовят выступления и ретранслируют информацию о новых именах, интересных книгах, полезных идеях в детских аудиториях, увеличивая число заинтересованных читателей. Таким образом, через личный интерес, через собственное осмысление авторского замысла, через знакомство с персонажами, чьи судьбы не могут оставить равнодушными, наши юные исследователи расширяют читательский кругозор своих сверстников, выступая успешно на разных площадках перед разной аудиторией слушателей. Вот пример выступления победителя НПК «За страницами учебника» в секции «Литература» в 2018 г. ученицы 9 класса МБОУ «Гимназия № 6» г. Глазова Дарьи С.:

«Книга — лучший подарок» - в этом я ещё раз убедилась, когда летом получила в дар две книги, привезенные из Екатеринбурга моими родственниками.

Чтение — одно из любимых моих занятий: мне нравятся душевные книги о животных, о дружбе человека и собаки, о трудных взаимоотношениях между людьми. Книги учат любви, доброте, ответственности, отзывчивости. К сожалению, об этих качествах редко говорят с телеэкранов, со страниц СМИ, в фильмах демонстрируется агрессия и жестокость, а большей популярностью в книжном мире пользуются «фэнтэзи», аниме, детективы, триллеры, «ужастики» и детские «страшилки». Каким же вырастет ребёнок, начитавшийся только подобной литературы? Есть ли в современной детской литературе авторы, которые пишут о нашей жизни, о проблемах нашего общества, заставляют не просто задуматься, но и активно противостоять злу, формируют активную жизненную позицию, желание сделать мир лучше? Оказывается, они есть — в этом я убедилась, прочитав «подарок из Екатеринбурга», — это были книги молодого, но уже достаточно известного писателя Михаила Самарского. Его творчество настолько поразило меня, что захотелось поделиться своими эмоциями, своим знанием его книг, сделать своеобразную рекламу его творчества, чтобы ещё больше людей приобщились к идеалам любви и добра, о которых М. Самарский говорит в каждой своей книге.

Так сформулировалась цель исследовательской работы: познакомить читательскую аудиторию с новым автором — Михаилом Самарским.

Методы, используемые в ходе работы: исследование, анализ художественного текста.

Выдвигаемая гипотеза: произведения Михаила Самарского необходимо включить в школьную программу, хотя бы в рамках уроков внеклассного чтения, потому что автор пишет о тех проблемах, которые интересуют современных подростков, ненавязчиво дает им мудрые советы о жизни. Самарский стал своеобразным новатором и в том, что он пишет о детях с ограниченными возможностями: до него тему инвалидов практически никто не затрагивал (может быть, только Валентин Катаев в сказке «Цветик-семицветик» и Владимир Галактионович Короленко в повести «Слепой музыкант»).

Несколько слов об авторе. Михаил Самарский — российский писатель, блогер, общественный деятель, основатель благотворительного фонда «Живые сердца» и молодёжного политического движения «Комитет 36». В 12 лет написал, а в 13 опубликовал свою первую книгу — повесть «На качелях между холмами». Книга издаётся в том числе и шрифтом Брайля. В 2011 году выходит книга «Радуга для друга», за которую автор был удостоен нескольких престижных наград. В 2014 году он избран председателем Московского регионального отделения молодёжного общества политологов. М. Самарский знает наизусть роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», регулярно пишет книги, обращается к родителям на «вы», занимается благотворительностью в фонде «Живые сердца», а в 2036 году он запланировал баллотироваться в президенты Российской Федерации. Своё писательское кредо М. Самарский формулирует следующим образом: «Сам писать, видимо, уже не брошу — по-моему, эта болезнь не излечима. Уяснил главное: читать нужно во 100 крат больше, чем пишешь. Тогда что-то получится».

Самое известное произведение Михаила Самарского — это повесть «Радуга для друга». Об истории создания данной книги автор рассказал следующее:

«У нас мертвые глаза, но живые сердца!» — впервые я услышал эту фразу в 12 лет. Произнес её слепой мальчик, с которым мы случайно познакомились в парке. Его рассказы о своей жизни настолько потрясли меня, что я решил примерить на себе «одежды» этого парня и прочувствовать всю ту душевную боль, которую он испытывает ежедневно, ежечасно. 3 дня я жил жизнью слепого человека. Я не стану кривить душой — было страшно!

Иногда было просто невыносимо! В первый же день хотелось сорвать повязку и больше никогда не проводить таких экспериментов. Конечно, зрячему все это не прочувствовать. Ведь я знал, что пройдёт день, другой, третий и я снова увижу мир во всех его красках. А когда я снял повязку и поднял глаза к небу, там сияла — Радуга! Первое, что я подумал: «Мой друг никогда её не увидит...» И тогда я написал книгу о слепом мальчике и его друге — собаке-поводыре Трисоне. Книгу, конечно, назвал «Радуга для друга».

«Радуга для друга» — это не просто повествование о дружбе лабрадора и слепого мальчика, это — повесть о нас и о тех, кто в нашей суетной жизни оказывается рядом с нами, и на кого мы так часто просто не обращаем внимания...»

Прочитанная книга очень тронула меня и заставила задуматься над важными вопросами. Она имеет необычный формат — повествование ведется от первого лица и в роли героя-резонёра выступает собака — поводырь, лабрадор по кличке Трисон.

Главный герой повести — Санька — был самым обычным мальчишкой, пока в его жизни не произошла трагедия: он ослеп после автокатастрофы. Все краски мира погасли для него, вокруг — темнота. А вместе с этим появились тревожность, неуверенность, одиночество. И хотя родные и близкие стараются помочь ему, окружают заботой и вниманием, но понять все страхи мальчика они не могут. Санька находится в отчаянном положении, и тут в его жизни появляется пёс Трисон — не просто домашний любимец, не просто преданный друг. Он стал глазами мальчика, позволил ему снова выходить из дома, чувствовать себя более уверенно в мире людей, для которых он особенный, чужой.

Саньке придётся пройти ещё через несколько испытаний, и самое трудное из них — это потеря Трисона, когда двое взрослых людей, увидев особенную собаку, решили украсть её и выгодно продать, не думая о том, что будет с мальчиком. И снова Санька один, страдает и надеется на возвращение друга. Но если бы не было счастливого финала у повести, то это было бы, наверно, несправедливо по отношению ко всем: и к героям, и к читателям. Нельзя было наказывать подростка ещё сильнее, чем его уже наказала судьба. Он хороший человек и должен быть вознаграждён. Да и читатель должен понимать и верить, что в нашем мире всё же существует справедливость, что добро обязательно должно победить. Поэтому Трисону удаётся сбежать от похитителей, найти дорогу домой, к Саньке, а мальчику чудесный доктор смог при помощи операции снова вернуть зрение. Санька снова увидел радугу!

Трисон — собака-поводырь — ещё один главный герой повести М. Самарского «Радуга для друга». В повести даёт оценку людям не только с точки зрения собаки, но и с позиций общепринятой человеческой морали и нравственности. То, что непонятно в отношениях людей Трисону, непонятно и читателю: куда исчезла доброта? почему в мире людей так много равнодушия и жестокости? Трисон помогает и читателю вспомнить, что тот человек, что жить надо в дружбе и взаимопонимании, что нельзя сдаваться, нужно верить в лучшее, и обязательно протягивать руку помощи и участия тем, кому приходиться тяжело. Философия Трисона близка и мне.

Далее в работе представлен анализ автобиографической повести о школьной жизни «#Любовь, или невыдуманная история» и анонсы других книг М. Самарского.

Некоторые считают, что каждая книга имеет свой срок для встречи с читателем. Одни книги необходимо прочесть в юном возрасте, другие будут поняты и правильно оценены только взрослым читателем. Когда же следует впервые познакомиться с книгами М. Самарского? На мой взгляд, не стоит читать эти книги после 16. Первая встреча с его творчеством должна произойти раньше хотя бы потому, что эти книги написаны о подростках и их проблемах бывшим ПОДРОСТКОМ, а на сегодняшний момент совсем молодым человеком — ему всего 21 год — и значит, он как никто другой знает, какие мы, что волнует моих сверстников.

Выполняя исследование, для себя я сделала ещё одно открытие: лучшим подарком в наше время действительно является книга, только книга умная, честная, формирующая истинные нравственные ценности, призывающая к активности, к борьбе за добро и справедливость. Мне повезло — я встретилась со своим автором — и хочу, чтобы такие счастливые встречи-подарки произошли в жизни каждого человека, а всем сверстникам я советую: читайте книги Михаила Самарского!