Лисиненко С.М.,
главный библиограф Публичной научной библиотеки им. В.Г. Короленко МБУК «ЦБС г. Глазова»

Рекомендательная библиография для детей: веблиография и библиографические игрушки

В библиографической науке в последние десятилетия распространено мнение о рекомендательной библиографии, как об отмирающем виде библиографии. Однако, как показывает практика, рекомендательные библиографические пособия до настоящего времени занимают важное место в составе справочно-библиографического аппарата детских и юношеских библиотек.

Возрождение рекомендательной библиографии для детей необходимо. Спад интереса к чтению у детей и его односторонность, также свидетельствуют в пользу необходимости развития рекомендательной библиографии. Наконец, этого требует сама природа ребенка, его потенциальные и реальные познавательные потребности.

В связи с внедрением в библиотечно-библиографическую практику компьютерных технологий сейчас дискутируется вопрос о том, какая форма рекомендательной информации — книжная или электронная — более предпочтительна для детей. Чтение детей и подростков перемещается в Сеть. За последние годы мы все привыкли к тому, что дети и подростки буквально «пропадают» в Интернете. Дети, и особенно подростки, читают и ведут там блоги, участвуют в чатах, не говоря уже о чтении самых разных сайтов. В их чтении Интернет стал занимать очень большую долю, значительно потеснив печатные источники.

Возможность совместить чтение и медиа — вот что привлекает детей в Интернете. Интернет — это аналог говорящей книжки с картинками. Но если текст и иллюстрации в книге остаются неизменными, то контент и его оформление в Интернете постоянно меняется. За последние годы получил большое развитие сегмент Интернета, рассчитанный специально на детей и подростков. Это:

  1. образовательные сайты и порталы;
  2. сайты детских журналов, детских библиотек и т. п., направленные, главным образом, на просвещение детей;                       
  3. коммерческие сайты, в том числе развлекательные (игровые) и рекламные.

Задачей библиотекарей сегодня становится — научить ребенка разбираться во всех этих сайтах, показать ему наиболее интересные и полезные. В каких-то случаях уберечь, предостеречь от нежелательной интернет-информации. И сегодня мы можем с уверенностью сказать, что веблиография уже стала одним из важных направлений работы библиотеки.

Словарь-справочник «Книга. Текст. Коммуникация» дает такое определение: ВЕБЛИОГРАФИЯ — это аннотированный список электронных документов, веб-сайтов, интернет-порталов и других сетевых ресурсов, отобранных по конкретной тематике и определённым параметрам с целью облегчения поисковой деятельности.

Термин «Веблиография» впервые был использован в газете «Нью-Йорк Таймс» (США, 1990). В европейской прессе появляется с середины 1990-х; в российской — с 2000-х.

Виды основных информационных продуктов, создаваемых на основе веблиографии: аннотированный библиографический обзор; тематический обзор электронных ресурсов; виртуальная экскурсия по сайтам библиотек, музеев; онлайн-путеводитель; виртуальная выставка; виртуальная справка с библиографической либо фактографической информацией по запросам пользователей.

Создание веблиографических указателей — дело интересное и нужное, потому что навигация в ресурсах Интернет очень важна, особенно для читателей детских библиотек. И если библиотека предоставляет своим читателям доступ к Сети, то она должна и помочь им разобраться в информационном море.

Детские библиотеки глазовской ЦБС активно помогают в этом вопросе своим читателям. Две библиотеки ведут свои блоги.

Блог Центральной детской библиотеки города Глазова «12 книгомесяцев» (http://cdbglazov.blogspot.ru) работает с 2015 г. Это блог для детей и их родителей, для педагогов и руководителей детского чтения, для библиотекарей и блогеров, для всех, кто любит читать. На страницах блога рассказывается о жизни библиотеки, о занимательном чтении, об интересных книгах и ярких событиях.

В блоге работают рубрики:

  1. «Новости» (афиша библиотечных мероприятий, выставок, конкурсов; знаменательные даты в литературе, истории, культуре; праздники и др.);
  2. «Литературный календарь» (информация о юбилеях писателей, поэтов, переводчиков с указанием ссылок на другие интернет-ресурсы, знакомящие с их творчеством);
  3. «Игры круглый год» (пазлы, викторины, кроссворды, игры по литературным произведениям, творчеству писателей). В этой рубрике интересна Электронная книжная выставка «Книги для тебя и твоих друзей», в которой ребята могут познакомиться с самыми новыми книгами;
  4. «Глазовские писатели — детям» (о творчестве Майи Московкиной, Надежды Нелидовой, Эвелины Цегельник, Михаила Чиркова).

Детский филиал «Зеленый мир» ведет блог «ЭкоБиблиотека» (http://dfglazov.blogspot.ru).

Разделы:

  1. «Афишка» (анонсирование мероприятий в библиотеке с краткой характеристикой);
  2. «Экокалендарь» (основные экологические даты по месяцам);
  3. «Фишки» (паззлы, кроссворды, ребусы, викторины);
  4. «Чтение» (список новых книг о природе с фото обложки и аннотацией);
  5. «Знайка» (интересные факты о некоторых представителях флоры и фауны с фото и подробным описание);                                       
  6. «О библиотеке».

В информационно-библиографической работе с детьми эффективны мероприятия «нового поколения», которые отличаются интерактивностью, использованием компьютерных технологий: буктрейлер, библиотрансформер, квест-ориентирование, фотокросс и другие.

Но не менее интересна и несколько подзабытая форма библиографических пособий, особенно интересна она младшим школьникам и дошкольникам, — это библиографические пособия-игрушки.

Цель библиоигрушки — рекомендация книг. Это может быть одна, две или несколько книг. Но надо помнить, что библиоигрушка создается для самых маленьких читателей. И интересна она ему в первую очередь тем, что ребенок может взять игрушку в руки, потрогать, «пощупать», поиграть и уже далее, в ходе игры получить информацию о книгах или о какой-то области знаний.

Дети, вовлекаемые в игру с помощью библиоигрушек, легко вспоминают известные им сказки, рассказы, пересказывают их. Это развивает речь, дети проявляют желание что-то перечитать, нередко импровизируют, придумывая продолжения полюбившихся историй об известных литературных персонажах.

Библиоигрушки стимулируют развитие фантазии, воображения, мышления, побуждают к творческой активности. Нельзя забывать и о важности работы мелкой моторики пальцев рук, влияющей на умственные способности, так как ребенку приходится брать в руки не очень большие предметы (сделанные из пластилина, глины, вырезанные из картона, бумаги) и что-то переставлять, переодевать кукол, нанизывать, раскрашивать, лепить.

Несомненно, библиоигрушки вносят привлекательную для детей яркость и образность в информационную среду библиотеки, помогают усилить ее наглядность, делают дружественной ребенку. Придумать свою библиоигрушку способен каждый, работающий с детьми.

В нашей системе, чтобы поднять интерес библиотекарей к этой форме работы в 2017 году прошел конкурс «Лучшее рекомендательное библиографическое пособие». Всего было представлено 12 библиографических пособий, из них в виде библиоигрушек. Работы оценивались по нескольким критериям, среди которых: актуальность, оригинальность, практическая значимость и др. Все пособия были переданы в детские библиотеки МБУК «ЦБС г. Глазова».

На мой взгляд, данные пособия помимо своего основного назначения — быть средством ориентации в мире литературы, еще выполняют и не менее важную задачу: активизируют воображение и фантазию ребенка, в ходе игры развивают его ассоциативный аппарат. И еще одна немаловажная функция — яркое оформление игрушек — служит украшением предметно-пространственной среды детской библиотеки.

Таким образом, рекомендательная библиография, а особенно такие ее составляющие как веблиография и библиографические пособия-игрушки, способствуют более полному удовлетворению запросов читателей-детей, помогают им ориентироваться в огромном мире учебной и познавательной информации, более качественно и с пользой осваивать интернет-пространство.

Литература:

  1. Бондаренко, Я. Л. Веблиография как средство ориентации читателей детской библиотеки в ресурсах Интернет [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.gpntb.ru/win/Inter-Events/crimea2005/disk/13.pdf (дата обращения 06.04.2018)
  2. Гапоненко, О. П. Веблиография как направление библиографической деятельности библиотек [Электронный ресурс] // МБУК «Централизованная библиотечная система г. Братска». — Режим доступа : http://bratsklib.ru/partners/metod/665/ (дата обращения 06.04.2018)
  3. Набиуллина, Р. М. Веблиографические услуги современной библиотеки / Резида Миргасимовна Набиуллина // Медиатека и мир. — 2013. — № 4. — С. 30-32.
  4. Особенности рекомендательной библиографии для детей [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека онлайн. — Режим доступа : http://studbooks.net/1867909/pedagogika/osobennosti_rekomendatelnoy_bibliografii_detey (дата обращения 06.04.2018)
  5. Создание библиографических пособий : правила составления и требования к оформлению [Электронный ресурс] : методико-библиографическое пособие. — Режим доступа : http://www.ol-cbs.ru/files/others/Posobie.pdf (дата обращения 09.04.2018)
  6. Максимова, Л. А. Крупные буквы [Предмет] : библиографическое пособие-игрушка / Лия Максимова. — Глазов : МБУК «ЦБС г. Глазов», 2017
  7. Першина, И. Л. По щучьему велению [Предмет] : библиографическое пособие-игрушка / Ирина Леонидовна Першина. — Глазов : МБУК «ЦБС г. Глазова», 2017.
  8. Сабрекова, З. М. Шкатулка полезных советов [Предмет] : библиографическое пособие-игрушка / Зульфия Мавлетовна Сабрекова. — Глазов : МБУК «ЦБС г. Глазов», 2017.
  9. Сабрекова, З. М. Для маленьких принцесс [Предмет] : библиографическое пособие-игрушка / Зульфия Мавлетовна Сабрекова. — Глазов : МБУК «ЦБС г. Глазов», 2017.
  10. Сабрекова, З. М. Машинки [Предмет] : библиографическое пособие-игрушка / Зульфия Мавлетовна Сабрекова. — Глазов : МБУК «ЦБС г. Глазов», 2017.