Майер Н.Р.,
заведующий отделом Публичной научной библиотеки им. В.Г. Короленко МБУК «ЦБС г. Глазова»

Продвижение научно-популярной литературы через уроки прикладной науки

Современная действительность характеризуется стремительным возрастанием влияния науки на все сферы человеческой жизни. Прогресс в развитии естественных и инженерно-технических отраслях определяет направления развития государства и его социальную политику, поэтому в настоящий момент времени формирование научной грамотности у детей становится особенно актуальным. Данный процесс предполагает системное продвижение литературы научно-популярного характера. Массовые библиотеки обладают необходимыми ресурсами для решения задачи популяризации научных знаний в детской среде.

Научно-популярная литература — общее название для книг, в которых доступным для широкой массы читателей языком рассказывается о науке и научных открытиях, при этом сохраняется сущность рассматриваемых вопросов. Иллюстративный материалотличается ясностью, выразительностью и имеет большое значение для восприятия информации. Сравнительная простата внутреннего построения статей дает читателям возможность глубже понять их содержание. История научно-популярных произведений насчитывает несколько веков, к ним можно отнести и стихотворное «Письмо о пользе стекла» М.В. Ломоносова, и «Историю свечи» М. Фарадея. Однако в последние десятилетия наблюдается бум такой литературы для детей. В числе известных популяризаторов науки Стивен Хокинг, Сэм Кин, Ричард Докинз, Александр Марков и многие другие современные исследователи и ученые. В пространстве детской библиотеки именно научно-популярная литература становится одним из основных ресурсов развития научной грамотности у читателей 6-10 лет.

Активизировав работу по продвижению научно-популярных изданий, сотрудники отдела детской литературы Публичной научной библиотеки им. В.Г. Короленко разработали новую форму работы - проведение уроков прикладной науки. Их основная задача – комплексно, постепенно и систематически привлекать детей к научной деятельности через знакомство слитературой по всем областям науки. Каждый интерактивный урок состоит из двух частей: теоретической, где библиотекари стремятся дать детям новые знания в адаптированной для детского возраста форме, при помощи научно-популярной литературыи экспериментальнойчасти, где полученныенаучные факты дети проверяют с помощью опытов, используя книги с описанием различных экспериментов. На занятии дети представляют себя настоящими учеными, они формируют гипотезу, то есть предположение, что произойдет при тех или иных условиях. Любую гипотезу нужно проверить, и дети проверяют ее с помощью опытов.

Ежегодно проводится более 50 уроков прикладной науки для детей от 6 до 10 лет. Данные занятия охватывают самые разные области науки, поэтому все уроки разбиты на модули от 4 до 7 занятий в каждом. С успехом были реализованы модули занятий: «Об атоме - детям», «Как устроен человек?», «Экология», «Космос», «Изобретения и изобретатели», «Современные достижения науки и техники», «Необычные свойства обычных вещей» и другие. Каждый урок прикладной науки требует большой подготовки: необходимо тщательно подобрать литературу по теме урока, которая есть в фондах отдела; внимательно изучаем отобранные издания; разрабатываем конспект урока, адаптируя текст для детей 6–10 лет; оформляем выставку подобранной литературы. Для экспериментальной части подбираем из фонда научно-популярные издания с опытами и экспериментами, выбираем подходящие нам по теме урока, готовим оборудование для опытов.

В 2017 году был реализован достаточно сложный модуль интерактивных уроков прикладной науки - «Техника», который включил в себя следующие темы: «Почему корабль плывет, а утюг тонет?», «Почему машина едет?», «Почему самолет летает?», «Почему ракета летает?».Для подготовки теоретической части урока прикладной науки «Почему самолет летает?» были использованы издания: Гальперштейн Л.Я. «Люди и крылья» из серии книг «Моя первая книга о технике», Волцит П.М. «Почему самолет летает?» из серии «Почемучкины книжки», Кудишин И.В. «Самолеты» и другие издания. Из этих книг дети узнали множество интересных фактов, например, чему птицы научили Леонардо да Винчи, кто совершил первый в мире полёт, как различаются планёры, аэропланы, дирижабли, самолеты и реактивные лайнеры, почему возникает подъемная сила крыла и многое другое.

Во время экспериментальной части дети провели опыты, описанные в таких книгах, как: «Суперэксперименты», «Большая книга экспериментов для школьников» под ред. Антонеллы Мейяни, «Научные опыты для детей» Окслейд К.и другие. Так, например, используя книгу «Занимательные опыты и эксперименты» дети из подручных средств, с помощью обычного целлофанового пакета и фена запустили воздушный шар; с помощью обычного воздушного шарика провели опыт с реактивной силой, толкающей самолет вперед; из бумаги построили обтекаемую модель крыласамолета и на опыте убедились, что подъемная сила действительно поднимает крыло вверх.

В модуль уроков прикладной науки «Как устроен человек?» вошли занятия: «Зрительные иллюзии», «Как мы слышим звуки?», «Кожа – наша лучшая одёжа», «Как человек дышит?», «Почему сердце стучит?» и другие. Для подготовки урока прикладной науки «Зрительные иллюзии» были использованы научно-популярные книги: Лукьянов М. «Моя первая книга о человеке», Сергеева Л. «Человек», Прати Э. «Тело человека», Паркер С. «Человек и природа», Крокер М. «Анатомия человека», из которых детиузнали множество интересных фактов о том, как устроен глаз человека, как он работает, что такое близорукость и дальнозоркость, как с помощью линз скорректировать остроту зрения, как сберечь зрение и делать гимнастику для глаз и другие интересные факты.

С помощью научно-популярной литературы с опытами и экспериментами дети самостоятельно, под присмотром руководителя, провелиряд опытов, описанных в книгах Джанни А. «Удивительные оптические иллюзии», Йон Кирквуд «Оптические иллюзии», Яковлева М.А. «Весёлые научные опыты для детей и взрослых».Благодаря проведенным опытам дети проверили полученные знания и убедились в чудесных возможностях глаз, включая и возможность быть… обманутым.

Город Глазов является городом атомной промышленности, поэтому среди интерактивных уроков прикладной науки особое место отведено модулю «Об атоме – детям», дающему детям начальные знания об использовании мирного атома, а также о защите природы и человека от воздействия атомной энергетики. Данный модуль включил в себя темы: «Атом – не зверь, не птица, а мельчайшая частица», «Как работает атом?», «Чтоб энергию получить, надо атом расщепить», «От маленького атома до большой электростанции атомной», «Солнце – яркая звезда, даёт энергию всегда», «Может ли быть опасным мирный атом?». На уроке прикладной науки «Атом – не зверь, не птица, а мельчайшая частица» маленькие исследователи узнали, что такое атом, как он выглядит, какого размера, кто и когда впервые открыл его и из каких элементарных частиц он состоит. При подготовке были использованы книги: Волцит П. «Как устроен атом?», Константиновский М. «Как работает атом?» обе книги из серии «Почемучкины книжки» издательства «АСТ»; Ауст З. «Атомная энергия» из серии книг «Что есть что»; Иванова Н. «Здравствуй, химия!» и другие. Используя книгу Э. Дингла «Как изготовить вселенную из 92 химических элементов», дети построили модели атомов некоторых химических элементов и молекулы простейших веществ.

К каждому уроку прикладной науки готовится не только оборудование для опытов, но и организуется выставка научно-популярных изданий, которыеактивно используется в ходе проведения занятия. Благодаря этому, книги, представленные на выставке, становятся востребованными детьми, и разбираются сразу же после проведенного урока. Заинтересовавшись темой урока, дети глубже изучают ее дома с помощью представленных научно-популярных книг, и проводят опыты и экспериментывместе с родителями.

Для продвижения научно-популярной литературы Отделом детской литературы ПНБ им. В.Г. Короленко были подготовлены и изданы рекомендательно-аннотированный список «Почемучкины книжки», буклет «Книги, которые учат думать», ежегодно издается программа с темами интерактивных уроков.

В результате проведения уроков прикладной науки подфонд научно-популярных изданий был систематизирован и модернизирован. Устаревшие и потерявшие свою актуальность издания были списаны, приобретены новые издания, содержание которых отражает темыуроков прикладной науки. Для детей 6-10 летнего возраста хочется особо отметить, приобретенную нами серию книг «Почемучкины книжки» издательства «АСТ». Среди издательств, выпускающих детскую и юношескую литературу, хочется отметить такие, как «Аванта», «Детская литература», «Белый город», «Росмэн», «Эксмо» и др. При комплектовании подфонда учитывается читательское назначение (литература одной и той же тематики представлена в фонде для читателей разного возраста).

В результате проведения уроков прикладной науки подфонд научно-популярных изданий стал востребованным, мобильным и пользуется большим спросом у читателей. Уроки прикладной науки через знакомство с научно-популярной литературой способствовали привлечению детей к научной деятельности. Ученики начальной школы стали активно использовать научные издания при написании проектов.

Таким образом, уроки прикладной науки способствуют продвижению научно-популярной литературы, расширяют кругозор учащихся и формируют основы научной грамотности у детей в возрасте от 6 до 10 лет в пространстве детской библиотеки.