Накапкина Е.Н.,
ведущий библиотекарь Детского филиала МБУК «ЦБС г. Глазова»

Сторисек как форма продвижения экологической литературы для детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в России большое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, приводит к социальной дезадаптации, обусловленной нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками.

В связи с усилением внимания государства и общественности к проблемам детей-инвалидов возрастает роль и престиж библиотеки как социального института, способного помочь детям с ограниченными возможностями социализироваться в обществе. Известно, что чтение способно оказывать не только развивающее, но и терапевтическое воздействие на ребёнка.

Детский филиал — библиотека «Зеленый мир» ведет работу с разными категориями читателей. В числе пользователей нашей библиотеки есть и дети с ограниченными возможностями здоровья. Содержание работы с такими детьми строится на основе дифференцированного подхода к каждому ребёнку и с учётом профильного направления деятельности библиотеки. Для Детского филиала приоритетным является экологическое просвещение подрастающего поколения. Поэтому в первую очередь для детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся мероприятия экологической направленности: громкие чтения с обсуждением, познавательно-развлекательные игры, обзоры экологической литературы, познавательные часы и другие.

В силу того, что память детей с ограниченными возможностями здоровья краткосрочна, характеризуется невысокой точностью и прочностью запоминаемого словесного материала, используется особая адаптивная методика, акцент в которой делается на наглядность, необычность, яркость и образность представляемой информации. Для того, чтобы у детей сохранялся интерес к чтению и книге, сотрудники библиотеки систематически осуществляют поиск новых доступных форм продвижения экологической литературы. Одной из находок стал библиотечный литературный проект «Сторисек», который был актуализирован и адаптирован к условиям Детского филиала.

«Сторисек», всемирно распространенный, но малоизвестный в России, британский, национальный литературный проект. В переводе с английского «сторисек» означает «мешок историй». «Сторисек» — это комплект взаимодополняющих и взаимосвязанных материалов, направленных на всестороннее развитие детей. Сторисек помогает сделать процесс чтения интересным событием для детей.

Что же это за «мешок историй», что находится в мешке? Это настоящий полотняный мешок довольно большого размера, внутри которого находится иллюстрированная детская книга с дополнительными материалами, сопутствующими реквизитами: мягкими игрушками, аудиозаписями, словесными играми, шпаргалками для взрослых.

В мешок можно положить, например, маски, костюмы для инсценировки книги или мелкие игрушки, с помощью которых ребенок может устроить свой маленький театр, картинки по произведению и другое.

В Детском филиале апробация данной формы прошла успешно, зарекомендовала себя как эффективный способ работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее востребованным в практике работы Детского филиала оказался «сторисек» по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок», подготовка которого включила несколько этапов.

На подготовительном этапе была выбрана книга Владимира Сутеева, так как она написана простым, понятным языком, и рассказывает о таких событиях, которые доступны детям с ограниченными возможностями здоровья. Был подготовлен полотняный непрозрачный мешок и подобраны компоненты-реквизиты к книге. Например, игрушки — прообразы героев сказки (заяц, ворона, медведь, бельчата, ёж, коза, козлята, крот, зайчиха, зайчата, волк), картинки с изображением яблок, орехов, грибов, картинки с изображением капусты, морковки, картошки, петрушки, свеклы, бочонка меда, картинка с изображением яблони, картинки с изображением домика Зайца. Также в качестве дополнения к произведению были подготовлены научно-популярные книги на тему, близкую к сказке. К примеру, «Животные России»; аудиокнига по выбранному произведению; DVD с мультфильмом по произведению.

Кроме того, сотрудниками библиотеки к сказке В. Сутеева были разработаны следующие литературные игры:

  1. «Крокодил» — с помощью мимики и пантомимики изображение героев сказки;
  2. «Найди пословицу» — подбор пословиц, иллюстрирующих мораль сказки (без беды друга не узнаешь; без друга в жизни туго; верному другу цены нет);
  3. «Веселые скороговорки» — быстрое проговаривание фрагментов текста;
  4. «Кто это?» — отгадывание загадок про животных по сказке;
  5. «Шпаргалки для взрослых» — биография писателя, план занятия.

На основном этапе реализации «сторисека» прошли громкие чтения с обсуждением по сказке «Мешок яблок». При помощи игрушек, карточек, аудиозаписи, просмотра фрагментов мультфильма, литературных игр библиотекари вместе с детьми разыграли содержание книги. Во время просмотра книг и энциклопедий о животных, ребята поделились своими впечатлениями о содержании и иллюстрациях книг и своих знаниях о животных.

На заключительном этапе детям предлагалось выразить своё отношение к произведению при помощи смайликов (веселый, грустный, равнодушный). Большинство участников выбрали весёлые смайлики, что подтверждает оптимальность такой формы как «Сторисек» для продвижения экологической литературы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако следует отметить, что в организационном плане «сторисек» как форма работы является достаточно трудоёмкой: она требует большой и кропотливой подготовки, в том числе — материальной и технической.

Таким образом, опыт работы Детского филиала показывает, что современная библиотека играет важную роль в социализации и просвещении детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого в них имеется целый арсенал методов, приёмов и средств, среди которых особое место занимает «сторисек». Благодаря его использованию дети легче усваивают информацию, пополняют словарный запас, развивают связную речь, социальные и коммуникативные навыки. В целом такая форма работы способствует не только всестороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, но и вызывает интерес к книге и чтению.