Пыхтеева О.В.,
учитель литературы МБОУ «Гимназия №6» г. Глазова

Современный читательский выбор подростков и молодежи: каков он?

На протяжении последних десятилетий прогрессивная общественность бьет тревогу по поводу «нечтения» подростков и молодёжи. Это действительно проблема. Только вот проблема — только подростков и молодого поколения? Или всего российского общества? А может, это новая интерпретация проблемы «отцов и детей»: «Ах, они такие бездельники, а вот мы в их годы...».

По данным всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2000 году читающих людей в России (взрослых и детей) было 77%, а совершенно не читающих — 23%, по данным того же источника в 2017 году: 66% и 34% соответственно. Если говорить конкретно и подростках и молодежи, то в 1991 году систематических читающих было 48%, а уже в 2012 году — лишь 18%. По статистике, в 70-е годы ХХ в. семейным чтением увлекались 80%, сегодня — 7%. Цифры впечатляют, не правда ли?

В чём же причины подобного положения дел? К чему это приводит? Исследователи считают, что главные причины кроются в следующем: книгу заменил интернет и компьютер; высокий темп жизни (занятость на работе/учёбе, нехватка времени на чтение, предпочтение экранизации и ТВ); информационная эпоха; деформация «многослойности» чтения (чтение урывками, быстрое, примитивное, неглубокое, однотипное); серьезная литература (классика) сложна, требует нравственного напряжения. Всё это постепенно приводит к синдрому рассеянного внимания, клиповому мышлению, к разрыву поколенческих связей, к интеллектуальной деградации.

Поэтому федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским Книжным Союзом разработали «Национальную программу поддержки и развития чтения». Вот цитата из этого документа: «Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». Сейчас, по данным Российской академии образования, наши 15-летние подростки показывают уровень читательской грамотности на 38-42 месте в мире (всего в диагностике принимало участие 65 стран).

Что же делается в школе в этой связи? Была разработана и введена «Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» (09.04.2016), разработан и сейчас уже действует в 1-7 классах Федеральный Государственный стандарт 2-го поколения (ФГОС НОО, ООО), где огромную роль возлагают на принципы смыслового чтения. Если кратко, то в начальной школе чтение и обучение равны друг другу, там главное — обучить чтению текста. В среднем звене чтение нужно для качественного обучения, для постижения учебной задачи, для критического осознания текста (разбираться в текстах разного типа и стиля с целью получения учебной информации). В старшей школе (10-11 классы) чтение должно стать способом решения собственных задач (общественных, личностных, информационных и др.), в прочитанном ищется личностный смысл. Это долгосрочная стратегия, так что первые результаты реформ мы реально заметим лет через 5, когда нынешние 7-классники будут выпускниками школы.

А что же сейчас? Неужели из подростков и молодежи не читает никто? Смею вас заверить, это не так. Читают. Да, таких мало, но они всё же есть. И это не только «ботаники», которые ничем, кроме учебы, и не занимаются. Это совершенно разные подростки: и «серенькие» троечники, и отличники, и увлеченные хоккеем, другие — танцами и музыкой. «Олимпиадники» и обычные «середнячки». Но они были когда-то «разбужены» к чтению. В их руки однажды попалась такая книга, которая их «заразила». Они ощутили «вкус» чтения, поняли, что это интересно, увлекательно, это будоражит тебя изнутри! Заставляет трепетать сердце и душу, заставляет работать мозг!

Каковы характерные черты хорошей детской книги? По мнению сайта «Книга.Ру», который имеет своё детско-юношеское жюри, критерии немного отличаются от возрастной категории. Так, для 10-12-летних подростков, в произведении главную роль должны играть дети, оно должно соответствовать детскому возрасту по тематике, иметь относительно небольшой объем, доступный язык, много приключений, иметь воспитательный (!) характер, должно счастливо заканчиваться. Главное: действие и жизнь в разных проявлениях. Для 13-15-летних требования чуть меняются: ориентация на самоопределение и самопознание, поэтому важен яркий, интересный и грамотный язык; произведение должно развивать воображение, обогащать эмоциональную сферу, должно учить этике и нравственности, давать модели поведения в определенной ситуации.

Так, по мнению того же жюри, в 2016 году самой лучшей книгой (1-е место) для подростков стала повесть Э. Веркина «Облачный полк», за ней следом (2-е место) идут несколько книг: Т. Штрассер «Волна», Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме» и В. Клёпов «Четверо из России». Чуть поодаль: Е. Ленковская «Лето длиною в ночь», О. Райн «Отроки до потопа», А. Жвалевский и Е. Пастернак «Время всегда хорошее» и др.

Что же говорят подростки, которые прочли часть из указанных книг? Обратимся к повестям Э. Веркина и Т. Штрассера. Отзывы о данных произведениях составили мои выпускники прошлого и позапрошлого годов. Вот некоторые фрагменты...

Об «Облачном полке»:

Я не особо люблю читать книги о войне, смотреть военные фильмы. Не хочу выходить не хочу тревожить себя. Веркин заставил меня вспомнить всё: фильмы, книги, документы, рассказы ветеранов. Он растревожил мою память и мою спокойную жизнь... Вот предисловие Ксении Молдавской, подпишусь под каждым её словом: «Я очень боюсь рассказывать... об этой повести: трудно удержаться от спойлеров. „Облачный полк“ — это путь, который читатель должен пройти сам». Я этот путь прошла. За что спасибо Э. Веркину. После его книги по-другому начинаешь ценить жизнь и начинаешь понимать, какое это счастье, что живёшь в мирное время.

Мельчакова Наталия, ПГНИУ (экономика)

Уже стало правилом мнение о том, что писать сегодня о войне — дело неблагодарное, а тем более — для современных подростков. Но вот появляется повесть Эдуарда Веркина «Облачный полк» и сразу же становится победителем Всероссийского конкурса «Книгуру». Признание детского жюри не случайно... Повесть — как сцепление эпизодов: четыре из них прописаны предельно ярко, даже мистически. Первый — ночь, проведенная Санычем и Димкой в доме художника. Уже здесь появляется ощущение того, что художник каким-то образом «узнаёт» Саныча и «видит» его судьбу. Второй и третий — по принципу антитезы: сначала ночь на чердаке дома в «нехорошей деревне», потом — день в родном доме Саныча. И наконец — встреча с замерзшим фашистом и чтение детских писем из его сумки, наполненных болью и отчаянием.

Повесть построена как «рассказ в рассказе»... Ближе к финалу один раз звучит фамилия Саныча, заговоренного от «пули, боли и неволи». Голиков... Да это же один из пионеров-героев! И вот, не успев перевернуть последнюю страницу, открываешь книгу вновь. И это уже совершенно другая книга...

Симанова Юлия, УрФУ (химическая технология пищевого производства)

Не могу согласиться с позитивными отзывами, что «эту книгу обязательно надо читать всем». Книга неплохая, но не для знакомства с темой войны. Во-первых, написана современным автором, а в книгах о второй мировой мы ценим все-таки достоверность. Насколько писатель здесь нафантазировал — трудно сказать, но некоторые моменты меня как-то насторожили! Вообще, начало книги «вялое»: непонятно, кто рассказывает; диалоги ветерана с правнуком «пустые». Хотя дальше «неувязка» исчезает... После прочтения книги возникает ощущение, что нас «заговорили», главный герой постоянно что-то рассказывает, ругается, а рассказчик что-то коротко отвечает... Не слишком впечатляющая книга, если не считать сцены с чтением писем.

Чухарев Алексей, УрФУ (дизайн и деревообработка)

О «Волне»:

Летом я брала в библиотеке книжку Тода Штрассера «Волна». Ее сюжет основан на реальных событиях — это меня и привлекло. Один американский учитель истории, рассказывая ученикам о Второй мировой войне, не нашёл ответа на вопрос мальчика: «Почему множество разумных, взрослых людей поддались новой власти? Я бы никогда не позволил какой-то кучке нацистов управлять мной!». Для ответа историк решился на эксперимент: устроил небольшое тоталитарное государство среди старшеклассников. Пятидневный эксперимент превратил учеников средней школы в образцовых «винтиков» мощного государства. Осознав, что «подопытные» вышли из-под контроля, преподаватель с трудом понял, как положить конец этому безумию. А я, наконец, поняла, как немцы — одна из наиболее развитых и прагматичных наций — поддалась нацизму, и почему он возможен и в наше время.

Нацизм начинается с железной дисциплины и катастрофических изменений в интеллекте и нравственности человека. Только историческая правда и культура способны противостоять этому безумию.

Пыхтеева Ирина, ННГУ (экономическая безопасность)

20-й век запомнился всем ужасными войнами и катастрофами, о которых не стоит забывать, чтобы подобное не могло произойти в будущем. Эта книга, основанная на реальных событиях, является своеобразным «наглядным пособием», в котором четко сказано, что может произойти человеком, «зомбированным» идеями нацизма. Автор описывает факты, которые за несколько дней изменили жизнь американской школы... Быть равнодушным к фашизму после прочтения повести просто невозможно... Поверьте, это та книга, которую не стоит пропустить в своей жизни не только ребенку, но и взрослому человеку.

Иванова Татьяна, МГГЭУ (издательское дело)

Это книга о том, как учитель, преданный своей работе, в один прекрасный день столкнулся с проблемой. Рассказывая ученикам о нацистской Германии, он не смог объяснить, как обычные люди в те годы могли не понимать, какой идее они подчиняются. Ответ пришел быстро: поставить небольшой эксперимент, объединив детей в организацию под названием «Волна», которая напоминает «Гитлерюгент». Эксперимент учителя очень быстро перестает быть безобидным. «Волна» растет и ширится, и подростки, которые не пожелали в нее вступить, становятся врагами.

В итоге все закончится хорошо. Учитель найдет мощный выход из ситуации. Будут и слезы, и осознание своей глупости. Мораль, вроде бы, проста. Вот только книгу почему-то хочется назвать «книжкой». Сама она небольшая, на серьезное издание не похожа. Герои — вроде бы все «живые», но к ним не успеваешь «прикипеть душой»... Но как небольшое учебное пособие для подростка, не подозревающего об опасности нацизма, повесть вполне сгодится.

Фефилов Федор, УдГУ (журналистика)

Таким образом, получается, что подрастающее поколение достаточно живо реагирует на книжные новинки и даже предпочитает произведения с серьёзной тематикой. Возможно, эти книги не будут в «золотом фонде» страны, но время рассудит, на какой из книг всё же стоит остановить внимание. Помнится, лет 5-7 назад нападкам подвергалась серия книг Джоаны Роулинг о Гарри Поттере. Теперь же отзывы о ней более чем благосклонные, даже у представителей церкви... А фэнтези-эпопея Джона Рональда Роуэла Толкиена «Властелин колец» сейчас присутствует в программе по литературе для 8-го класса Б. А. Ланина.