Салтыкова Ф.И.,
заведующий сектором Центральной детской библиотеки МБУК «ЦБС г. Глазова»

Особенности чтения детей г. Глазова: результаты социологического исследования

Чтение детей сегодня — это область, где уже существует и продолжает накапливаться множество проблем. Взрослые считают, что сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. В общество прочно вошли такие высказывания о детском чтении, как «дети не читают», «компьютер совсем вытеснил книгу» и прочие. Они продолжают тиражироваться многими СМИ (звучат с телеэкрана, слышны на радио, читаются в периодической печати).

Нельзя не признать, что сегодня происходит смена модели чтения. Прежняя, которую исследователи называют литературоцентристской, характеризовалась высоким статусом чтения, престижем «человека читающего» в обществе, наличием домашней библиотеки, в составе которой обязательно присутствовали детские и юношеские книги, частым посещением общественных библиотек, ориентированностью юного читателя на освоение «золотого» фонда литературы». Сегодня чтение детей и подростков активно переходит в электронную среду. Развитие Интернета и электронных библиотек дает возможность чтения с помощью электронных гаджетов, что соответствует современным веяниям времени.

Но что же происходит с чтением детей и подростков сегодня на самом деле? Что и как читают наши глазовские дети и подростки? Как обстоят дела у них с чтением, перестают ли они читать, чем интересуются больше, и на какое место в своей жизни ставят чтение? Для ответа на эти вопросы в 2016 и 2018 годах в Центральной детской библиотек были проведены социологические исследования: «Изучение чтения подростков 12-14 лет» и «Изучение чтения детей 10-11 лет».

Цель исследований: изучение чтения пользователей 10-14 лет. Были поставлены следующие задачи: определить место чтения в системе досуга детей 10-14 лет; выявить источники получения информации; определить, какую литературу читают дети и подростки данного возраста.

Объектом исследования стали реальные и потенциальные пользователи библиотек 10-14 лет, предметом — чтение пользователей 10-14 лет.

Методом анкетирования всего было опрошено 373 человека, из них: девочек — 179 человек, что составило 48% от общего числа опрошенных, мальчиков — 194 человек, или 52%. По возрасту респонденты поделились следующим образом: 10 лет — 25 человек (6,7%), 11 лет — 75 человек (20%), 12 лет — 91 человек (24,4%), 13 лет — 112 человек (30%), 14 лет — 70 человек (18,7%).

В ходе исследований нам необходимо было выяснить место чтения в системе досуга детей и подростков. Был задан ранжированный вопрос, ответы на который нужно было расставить в порядке предпочтения предложенных вариантов. При анализе категорий вопросов оказалось, что на первом месте у детей «Общение с друзьями». Вторым по предпочтениям среди опрошенных — вариант «сижу за компьютером». На третьем месте по количеству баллов у всех исследуемых возрастов — категория «занимаюсь спортом». Лишь 3% респондентов ставят чтение на первое место, большинство опрошенных (69%) определяют место чтению со второго по пятое. Так, подростки 12-14 лет, ставят чтение на четвертое место, у детей 10-11лет чтение на седьмом месте. Для детей чтение книг не стоит на первом месте, но результаты исследований показывают, что чтение входит в систему досуга детей и в целом не стоит и на последнем месте. К тому же 55% опрошенных «Читали бы, но не хватает времени»; 35% — любят читать, читают много; 37% — читают редко, чтобы отдохнуть от учебы; 33% — читают каждый день по школьной программе, 22% — читают каждый день потому, что этого требуют родители. Только 14% респондентов не читают, считают это скучным занятием и 2% не читают, считают, что чтение никому сейчас не нужно.

Ответы респондентов доказывают, что в силу своих желаний и возможностей они охотно читают, у них нет негативного отношения к чтению. При этом чтение является для них удовольствием и отдыхом. Выбор позиций «читаю каждый день по школьной программе», «читаю каждый день, потому что этого требуют родители» свидетельствует о том, что в основе чтения школьника управляемая (родителями, учителями) модель чтения.

Также были проанализированы ответы респондентов о количестве прочитанных книг за месяц. В результате анализа выяснилось, что 86% детей и 82,4% подростков активно читают от 1-2 книг, причем большинство из них — мальчики. 3-4 книги читают 25% детей и 20,1% подростков, 4 и более книг — 14% детей и 16,5% подростков. Среди тех, кто читает 3-4 и более книг, больше девочек. Анализ ответов подтверждает, что наши дети интересуются чтением, книгами.

На сегодняшний день Интернет дает возможность чтения через электронные ресурсы. Всевозможные гаджеты и электронные книги вносят в детское чтение свои коррективы. Насколько современные дети согласны с тем, что электронные книги вытеснят традиционные печатные? Результаты исследований доказывают, не стоит утверждать, что чтение в большей степени вытесняется в электронную среду. Половина респондентов считает, что книга останется прежней, другая половина предполагает, что книгу заменит Интернет и другие источники информации.

Откуда глазовские дети и подростки предпочитают брать книги для чтения? Из Интернета читают книги 25% детей 10-11 лет и 35% подростков. Из школьной библиотеки берут книги 40% детей и 32,5% подростков, из городской библиотеки — 32% (30,5% — у подростков). Покупают книги в магазине 23% детей и около 13% подростков, читают из домашней библиотеки 21% детей и около 13% подростков. 5% детей и подростков берут книги у друзей и знакомых, и около 4% школьников выбрали вариант «другое», но не конкретизировали свой ответ. Результаты опроса доказывают, что участники исследования активно пользуются библиотеками. На сегодняшний день для привлечения современного поколения детей к чтению эффективным инструментом может стать предоставление доступа к Национальной электронной библиотеке и Национальной электронной детской библиотеке. Такой доступ уже организован в МБУК «ЦБС г. Глазова».

Что касается новостей о книжных новинках, то здесь как раз активно пользуются Интернетом. Чтобы узнать информацию о новых книгах и журналах, более 40% опрошенных обращаются к всемирной сети, а в библиотеки за этой информацией обращаются 27%. Как мы видим, лидирующую позицию при ответе на этот вопрос занимает глобальная сеть. Поэтому для современных детей, активных пользователей сети Интернет, информацию о новых поступлениях книг в библиотеки необходимо продвигать через всевозможные библиотечные сайты, блоги и соцсети.

Важной задачей исследования было определить, какую литературу читают участники исследования. Респондентам было предложено написать авторов и названия любимых книг. Уже много лет в детской библиотеке остается популярным цикл романов о Гарри Поттере Дж. Роулинг — его наименование упоминает около 25% опрошенных. Также популярна трилогия Д. Толкиена «Властелин колец», несколько раз упоминается современный роман Д. Грина «Виноваты звезды». Подростки 12-14 лет активно читают книги Д. Глуховского «Метро», Н. Щербы «Часодеи», Р. Риордана «Перси Джексон», Д. Селинджера «Над пропастью во ржи». Среди любимых многие отмечают классиков, выбирают их мальчики и девочки в равном количестве.

Среди 10-11-летних много раз упоминаются произведения Н. Носова, А. Пушкина. Дети выбирают А. Грина, И. Бунина, В. Короленко, В. Волкова, Н. Тургенева, В. Астафьева, Т. Янссон, приключения от Ж. Верна. Среди любимых — книги Л. Кэролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», «Волшебник изумрудного города». Как оказалось, 10-11-летние дети читают очень серьезные книги, не характерные для данного возраста. Упоминаются следующие писатели-фантасты и их книги: А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине», А. Беляев «Человек-амфибия», «Остров потерянных кораблей», «Голова профессора Доуэля»; книги серии «СТАЛКЕР». Среди любимых книг дети называют «Хроники Нарнии» К. Льюиса, «Дети капитана Гранта», «Север против юга» Ж. Верна, «Охотники за растениями», «Ползуны по скалам» М. Рида. Среди современных авторов и произведений отмечают книги серии «Таймлес» К. Гира, «Время всегда хорошее» А. Жвалевского, «Кот да Винчи» Е. Матюшкиной, «Фея в рюкзаке» и «Чужаки на острове фей» И. Щегловой, детективы серии «Черный котенок»; И. Пивоваровой «О чем думает моя голова», «Тройка с минусом или происшествие в 5а», «Рассказы Люськи Синицыной», В. Гусева «Каникулы в бухте пиратов», «Сокровища затонувшего корабля», «Криминальная бригада», «Привидение с брошкой» и другие. Среди девочек популярны книги Холли Вебб. Самостоятельный выбор детей — это круг чтения, который крайне дифференцирован, раздроблен.

Среди различных жанров и разнообразной тематики книжного рынка лидер выявился четко. 60% девочек и мальчиков в равной степени отдают предпочтение фантастике и фэнтези. Далее приключения и ужастики — 45% и 41% соответственно. Затем следуют книги о природе и животных — 31%. Наименьшим предпочтением пользуются русская и зарубежная классика, книги о профессиях.

Если говорить о гендерных различиях, то предпочтения в чтении девочек и мальчиков 10-14 лет не сильно отличаются. Девочки наравне с мальчиками интересуются фэнтези, приключениями, ужастиками, детективами.

Таким образом, по итогам проведенных нами исследований «Чтение детей 10-11 лет» и «Чтение подростков 12-14 лет» мы можем сделать выводы о том, что участники исследования читают в свободное время или по школьной программе. Охотно пользуются электронными гаджетами, но также активно посещают библиотеки, читая печатные книги. Лишь десятая часть респондентов не читает совсем. Читающее современное поколение отдает предпочтение развлекательной современной литературе, таким жанрам, как фэнтези, приключения, ужасы, комиксы. Современные дети и подростки находят время для чтения. Оно занимает устойчивое место в системе их досуга.