Зянкина А.В.,
заместитель директора по работе с детьми
Детской библиотеки МБУК «Балезинская районная библиотека»

Фестиваль театральных миниатюр как способ активации творческого чтения (опыт работы)

Сегодня юный читатель — качественно новый тип читателя. Изменились предпочтения детей, их познавательные и читательские интересы, источники получаемой информации.

В последнее время наиболее заметно тотальное увлечение детей новыми технологиями. Как следствие чтение становится только одним из средств получения информации, т. е. более технологическим и рациональным процессом. Другими словами «деловое» чтение всё более доминирует над чтением «для души». А тем более юные читатели не осознают что результатом чтения может стать какой — нибудь творческий продукт. А ведь чтение открывает столько творческих возможностей.

Например, вспомним себя в детстве, прочитав какую-нибудь, книгу нам хотелось нарисовать героя, называть друг друга сказочными именами, собраться с друзьями в тайное сообщество и играть в «Тимура и его команду», составлять пиратские карты кладов.

Специалисты по проблемам детства отмечают, что современные дети не стремятся активно действовать, оперировать образами, имеют низкий уровень любознательности и воображения. Они с трудом могут заставить себя читать самостоятельно, им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую привыкли получать с экрана или монитора. Но выше сказанное вовсе не означает, что сегодняшние дети хуже. Реальность другая и они просто другие.

Нас, библиотекарей, не устроят заявления социологов чтения о том, что посты в соцсетях способны в какой-то степени заменить современным детям книги. Ни один уважающий себя библиотекарь с этим не согласится. Потому что мы понимаем, что будущее за теми, кто будет читать и понимать, читать и создавать социальные коммуникации или творческие продукты.

Как же привлечь ребят к чтению в новой реальности? Что может стать мотивацией? Нам кажется, что это ощущение успеха, которое может получить ребенок в процессе чтения или после. В конечном итоге — успешная самореализация, самовыражение. [Рыженкова Л. Ю. Через творчество и самореализацию — к чтению: из опыта работы библиотек Нижнего Тагила // Продвижение чтения: Сохраняем традиции, ищем новое. — Н. Тагил, 2017]

Именно поэтому целесообразно использовать формы работы, раскрывающие творческие способности детей.

К таким формам несомненно относятся инсценировка и театрализация. Театрализация дает возможность детям прочувствовать героев, сопереживать им и выразить свое отношение уже в качестве актёра. А это, в свою очередь, обогащает внутренний мир ребёнка, раскрывает творческие способности, помогает раскрепоститься и повысить самооценку.

В Балезинской Детской библиотеке вошло в традицию проводить Фестиваль театральных миниатюр для дошкольников района.

Он проходит ежегодно. И является ярким красочным завершением Недели детской и юношеской книги.

А как же всё начиналось?

В марте 2012 года в первый раз прошёл районный конкурс детского творчества «Чуковия — необыкновенная страна детства», посвящённый 130-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского. Мы определили следующую цель конкурса: Способствовать формированию отношения к чтению, как к интересному творческому процессу.

Были определены две номинации: «Художественное слово», конкурс чтецов для детей 5-7 лет; «У меня зазвонил телефон», конкурс сочинений небылиц для учащихся 1-4 классов.

В номинации «Художественное слово» приняло участие 19 дошкольников и учащихся 1 классов.

Заметили, что дошкольники в своих выступлениях были очень артистичны. Многие участники не просто выразительно прочитали стихотворение, а представили небольшую театральную зарисовку.

Мы решили изменить формат мероприятия и проводить Фестиваль театральных миниатюр среди дошкольников детских садов района под общим названием «Маленькие роли». Тематика же фестиваля каждый год разная и связана с юбилеем детского писателя.

В 2013 году отметили 100-летний юбилей Сергея Михалкова. Мероприятие называлось «А что у вас?». Вместе с дошколятами вспомнили, как мужик корову продавал, ребята-овощи дружно варились в бутафорской кастрюле. А юные артисты из Быдыпиевского детского сада так непринужденно рассказали стихотворение «А что у вас?», что казалось, события происходят прямо здесь и сейчас. Они и стали победителями, хотя изначально в это никто не верил, ведь даже из декораций, по сравнению с другими постановками, были лишь маленький заборчик и несколько стульчиков. Это значит, ребята с педагогом не просто прочитали стихотворение, они смогли его прочувствовать, прожить и достичь определенного успеха. Думаю, такой опыт очень важен для ребят, а главное это произведение навсегда останется в их памяти.

«Басен Крыловских мудрый урок». Под таким названием прошел фестиваль в 2014 году, посвящённый 245-летию Ивана Андреевича Крылова. Подготовка к данному мероприятию оказалась непростой.

Потому что, по началу, выбор тематики не нашёл одобрения у педагогов, и даже среди коллег. Говорили о том, что детям дошкольникам тексты басен трудны для восприятия, что много устаревших непонятных слов и как дети смогут донести до зрителя основное в басне — её мораль. Но всё же удалось настоять на проведении фестиваля именно в честь юбилея Крылова.

Басня обладает рядом достоинств, дающих возможность для инсценирования:

  1. во-первых, в баснях действующими лицами зачастую являются животные;
  2. во-вторых, размер басни обычно не большой. Действие сжато, как пружина, драматично — она похожа на маленькую пьеску;
  3. в-третьих, образы и сцены в басне живописные и яркие, а язык — меткий и лаконичный.

Для успешной постановки басни на сцене педагоги и библиотекари провели большую работу:

  1. обсудили с детьми повадки животных, которые встречаются в произведении. Это помогло выразить характер героев басни на сцене;
  2. провели словарную работу, чтобы раскрыть смысл образных выражений;
  3. обсудили, что хотел сказать автор в своей басне, чему научить;
  4. учились читать басни выразительно в соответствии с авторским замыслом и своим отношением.

А малыши не подвели: сыграли ярко, эмоционально и мораль басни донесли до зрителей как настоящие актёры.

В 2015 году в «Нескучную компанию» объединились малыши из детских садов, чтобы представить на суд жюри и зрителей инсценировки писателей-юмористов В. Голявкина, Л. Каминского, В. Драгунского, Н. Носова.

Вот что написала в своей статье Наталья Островская, корреспондент газеты «Вперёд» после мероприятия: «Главный вывод, который можно сделать по итогам конкурса, — ребятам сцена безумно нравится. Стоит сказать огромное спасибо библиотекарям — за организацию, за весёлого клоуна, за «правильную» пропаганду детского чтения.

Думается, что у этого конкурса большое будущее. Если подготовиться и поработать с детьми как следует, можно выйти и на большую сцену, а не ограничиваться библиотечным залом. Если мы сплотимся вокруг театра и литературы, — какие прекрасные дети у нас вырастут!»

И уже в следующем году юные артисты впервые выступили на большой сцене Детской школы искусств. В феврале 2016 года знаменитой Агнии Барто исполнилось бы 110 лет. Именно её творчеству был посвящён очередной Фестиваль театральных миниатюр под названием «Страна весёлого детства».

«Если добрый ты, это хорошо», так называлось мероприятие к 115-летию В. Осеевой. Малыши, как настоящие актеры, выступали непринужденно, талантливо, с огромным удовольствием. Ребятишки через свою игру показали зрителям жизненную достоверность рассказов Валентины Осеевой, где только честные, сильные, искренние люди способны на правильные, достойные поступки.

2 апреля нынешнего года провели очередной фестиваль в честь юбилея Владимира Сутеева. Он назывался «Пусть краски сказки оживят». И действительно в этот день были яркие красочные выступления. А сказки Сутеева оживали на сцене, как по волшебству. Было видно, что детям эти сказки понятны и они их очень любят.

Мероприятие каждый год освещается в местной прессе.

Фестиваль пользуется большой популярностью, уже после новогодних праздников педагоги, библиотекари, родители интересуются, будет ли в этом году мероприятие, какому писателю будет посвящено, уточняются о положении.

Каждый год Фестиваль объединяет детей, библиотекарей, педагогов, родителей. С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления, новые чувства. А как интересно быть не только зрителем, но и участником спектакля! И несомненно такое знакомство с книгой и её автором оставляет в душе ребёнка самый тёплый, искренний, яркий след.

Вне всякого сомнения, такие конкурсы нужны. Они развивают творческие способности, выявляют одаренных детей, владеющих техникой выразительного чтения и обладающих артистическими данными. А самое главное — формируют отношение к чтению, как к интересному творческому процессу.