Сунцова А.Н.,
заведующая информационно-библиографическим отделом
МБУК «Дебесская районная межпоселенческая библиотека»


Контент интернет-ресурсов как отражение деятельности библиотек по продвижению книги и чтения:
сайты, блоги, страницы в соцсетях


Сегодня социальные сети являются очень важной частью моей работы.
Энн Суини, президент Disney –ABC Television Group

Давайте задумаемся, а на самом ли деле библиотеки и всемирная сеть – настолько два абсолютно противоположных, непримиримых явления, созданных самим же человеком, что бессмысленно говорить об их взаимодействии? Отнюдь.

Рассмотрим это с другой стороны. Библиотека и Интернет как симбиоз двух противоположных процессов.

Сегодня существование одного уже невозможно представить без явного присутствия другого.

В наш современный информационно-коммуникационный мир, которым «заправляют» информационные технологии, электронные СМИ и цифровые гаджеты, когда Интернет стал практически всем: досугом, общением, помощником, дополнительным, а то и основным средством заработка, площадкой для PR, неудивительно, что библиотеки уверенно заявили и утвердили себя в этой сфере. А специалисты библиотечно-информационной деятельности, по праву, переквалифицировались в технологов автоматизированных информационных ресурсов. Хотя по мне, нас уже не отличить от тех же SMM-менеджеров. Впрочем, эта тема абсолютно другой конференции.

Сегодня же я остановлюсь подробнее на контенте (содержании) сайтов библиотек, библиотечных блогов и официальных представительств библиотечного мира в социальных сетях, представляющих собой отражение разноплановой деятельности библиотек. Рассмотрим же их.

Веб-сайты являются важнейшим стратегическим направлением развития деятельности библиотеки, совмещая в себе информационные, поисковые, образовательные, рекламные, навигаторские функции и являющимся значительным интегрированным ресурсом. Поэтому говорить о наличии библиотечного сайта даже не видится необходимым, ведь его наличие не столь желательно или необходимо, сколь обязательно!

Что касается контента библиотечного сайта, он делится на три категории:

  1. Графический контент (фотографии, иллюстрации, анимация, видео).
  2. Фактический контент (инструкции, данные каких-либо исследований, таблицы).
  3. Текстовый контент (тексты самого различного содержания).

Однако для оптимизации процесса подготовки контента всю информацию нужно разделить на три группы:

  1. Фундаментальная информация. Данный вид информации актуален, как правило, всегда или достаточно долго.
  2. Информация средней продолжительности. Это сведения, которые актуальны в течение одного-двух лет и не требуют частого обновления.
  3. Информация краткой продолжительности. Сведения, которые необходимо обновлять.

Необходимо понимать, что контент – это ВСЁ сайта. Без информационной составляющей сайт – пустышка, не более.

При всем этом самая важная часть веб-сайта - «домашняя» страница. Это лицо библиотеки, открытое всему миру, а также исходная точка при большинстве посещений пользователей. Основные задачи «домашней страницы»:

  • быстро направить к часто запрашиваемой информации;
  • служить эффективным указателем;
  • дать общее представление о ресурсе, его информационном содержании.

Если «домашняя» страница не соответствует потребностям и терминологии пользователей, они быстро уйдут с сайта библиотеки.

Поэтому так важно предоставить на «домашней» странице сжатую, четко структурированную информацию и одновременно предложить общий обзор всех сервисов.

Немаловажным, вернее, обязательным инструментом у сайта библиотеки является наличие «Карты сайта»», которая позволяет сориентироваться при разыскании нужной информации на сайте.

Более того, сегодня актуальным становится присутствие на сайте библиотеки статистики его посещения виртуальными пользователями. Не секрет, общероссийской тенденцией является снижения общего числа посетителей библиотек, поэтому статистика посещений удаленными пользователями, взятая с сайта библиотеки, может быть хорошим инструментом для выполнения плановых показателей библиотечной статистики.

Также актуальным в настоящее время является сервис перевода содержимого контента сайта на иностранные языки (англоязычная версия). Этот сервис дает возможность библиотекам увеличить число потенциальных и реальных пользователей сайта, в том числе и иностранных посетителей; повысить престиж сайта и библиотеки в связи с выходом на мировой уровень, т.к. английский язык считается международным языком коммуникации.

А наличие баннерной рекламы на сайте библиотеки, как на собственные ресурсы, так и на ресурсы других организаций, являются гибким и удобным информационным средством, позволяющим визуализировать информацию, сделать ее более привлекательной и комфортной для пользователей. Но, как говорится, главное без фанатизма.

Таким образом, вся совокупность контента библиотечных сайтов делится на пять групп:

  1. Информация о библиотеке;
  2. Информация для читателей;
  3. Библиотечные продукты и услуги (ресурсы);
  4. Основные направления деятельности библиотеки. К ним относятся такие разделы сайта, как: программы, проекты, гранты; конференции, семинары; секции, центры; методические материалы, планы методической работы, документы; публикации; сотрудничество и другое;
  5. Библиотечные сервисы.

Ведь в настоящее время библиотечный сайт рассматривается в нескольких аспектах в качестве:

  • канала коммуникации;
  • электронного отчета о деятельности библиотеки перед общественностью (заинтересованные и интересующиеся физические/юридические лица, коллеги, партнеры, вышестоящее начальство, проверяющие органы);
  • основной платформы или базы данных, предназначенной для поиска и бронирования литературы (электронный каталог), выполнения той или иной справки (виртуальная справочная служба сайта);
  • точки доступа к многофункциональным информационным ресурсам библиотеки (виртуальные выставки, экскурсии, интерактивные игры, карты, электронные издания библиотеки) и не только.

Однако библиотечная действительность указывает на то, что сейчас библиотекам уже недостаточно просто иметь при себе только сайт и ждать, что пользователи сами найдут, придут, посетят.

Необходимы иные способы и методы привлечения пользователей. Среди них особого внимания заслуживают социальные медиа, выраженные блогами, группами и/или сообществами библиотек в социальных сетях.

Блог - самая известная платформа. Появившись в 1997 г., блоги стали достаточно распространенным явлением. Их использование является одним из эффективных и доступных инструментов для продвижения библиотечной мысли (услуги, обслуживания и т. д.).

Его отличительная черта заключается в том, что блог может представлять личность (библиотекаря), библиотеку или отдел библиотеки. Формы подачи материалов могут быть разнообразны – короткое сообщение, заметка, выступление, статья, сценарий. Здесь можно разместить не только текст или фотографию, но и электронную презентацию, аудиозапись, видеоролик. Есть возможность оставлять комментарии, а это значит, что в любой момент можно вернуться к опубликованным материалам и обсудить их.

Многие библиотечные специалисты задаются вопросом: «Зачем нужен блог, если есть сайт у библиотеки?». Сайт – это строгая деловая площадка, официальное лицо библиотеки в Интернет-пространстве. Блог – это неофициальное, дружественное общение всех заинтересованных. В блоге не нужна субординация. И чем разнообразнее блог, чем оригинальней автор, тем лучше, интересней и новей для читателей.

Сложно себе представить более удобный способ получения свежей информации, нежели соцсети, которые сегодня игнорировать уже нельзя. Просто потому, что это ряд возможностей – раз! Там есть практически все – это два! Более того, подписались на нужные источники, при необходимости включили ещё оповещения о новых публикациях — всё, вы в тренде – это три! Необходимо, наконец-то, понять, что социальные сети стали практически неиссякаемым источником целевой аудитории. Понимать это важно и нужно.

На сегодня только официально подтвердивших свое существование известно свыше трехсот (378 групп) библиотечных российских групп социальной сети «ВКонтакте» (на основе списка группы «Кольцо библиотечных групп»: https://vk.com/librarygroup). Все они ведутся специалистами библиотечно-информационной сферы деятельности и/или профессионалами совместно с волонтерами, библиоманами, библиогурманами, библиофилами, книголюбами, одним словом, всеми, кто неравнодушен к книге и чтению, стремится к популяризации и продвижению этих двух явлений. Но другое дело, как их вести и что делать, чтобы привлекать читателей и подписчиков к такой действительности как библиотеки?

Для начала, любой SMM-специалист1 подтвердит: без качественного контента инструменты продвижения бесполезны. Если на страничке вашей организации (в нашем случае библиотеки) скучно, не стоит рассчитывать на рост подписчиков и их лояльность. Ведь аудитория социальных сетей готова уделить свое внимание и время вашей организации (библиотечной группе или сообществу) в обмен на достоверные, полезные советы и рекомендации, неформальный, интересный контент из той сферы, где вы являетесь профи. Главное в этом деле что? Главное – помнить: поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой; немного перефразировав по нашей теме: «пиши так, чтоб самому захотелось читать и перечитывать!». Для этого, конечно, необходимо определиться с выбором стиля. Учтите, что в соцсетях люди привыкли отдыхать. Поэтому, даже если вы будете говорить о книгах, связанных с ядерной физикой, лучше всего делать это максимально просто - не умничайте и не занудствуйте. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие, а разнообразив пост по данной теме еще и инфографикой и /или тематическим роликом о ядерной физике, не сомневайтесь, без «лайка» данный пост не останется!

Что касается информационной составляющей, мною была проанализирована наполняемость ряда библиотечных групп/ сообществ социальной сети «ВКонтакте», а также постов, получивших наибольшее количество «лайков» и репостов пользователей на свои страницы, в результате сформировался список основных составляющих хорошего контента библиотечной группы соцсети «ВКонтакте». И главное правило «игры на этом поле» - мало просто создать группу в соцсети и ждать неукротимого потока читателей: действовать нужно медленно, но уверенно.

Итак, основные составляющие хорошего контента библиотечных групп по продвижению книг и чтения соцсети «ВКотакте» (при условии, что вы уже зарегистрированы в данной сети):

1. Уникальность

Информация, которую вы публикуете, должна быть актуальна и увлекательна. Не копируйте материалы с других ресурсов.

Нет ничего плохого, если вы сделали 1-2 репоста в месяц. Однако частое количество репостов2 – это уже явное злоупотребление. Ваши потенциальные читатели могут просто-напросто стать подписчиками той группы, чьи репосты вы размещаете у себя – это в лучшем случае, либо потеряют к вам доверие и интерес – что уже в разы хуже, не так ли?

Ярким примером уникального контента группы библиотеки им. Н. А. Некрасова (г. Ижевск) является пост о «Неоконченном романе Александра Пушкина «Евгений Онегин» (Рис. 1), сопровожденный визуальной информацией, что придает целостности посту, большей привлекательности.

Рис.1. Пост о «Неоконченном романе А. Пушкина «Евгений Онегин» группы
ЦМБ им. Н. А. Некрасова г. Ижевск социальной сети «ВКонтакте»

Помните! Контент очень важен для пользователей Вконтакте, которые избалованы вниманием пабликов, которые проводят частые бомбардировки (до 15-20 раз в сутки) все более интересным контентом, отлично оформленным, но часто повторяющимся. В перечне интересов самая значительная доля принадлежит материалам ВИЗУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. Больше впечатляющих картинок, оригинальных демотиваторов, цепляющих видеороликов – вот что жаждет получить потребитель в соцсетях. В связи с этим вторая составляющего хорошего контента это:

2. Визуальность.

Современный человек больше визуал, поэтому одним из плюсов любой публикации, связанной с продвижением книги и чтения, будет использование инфографики, иллюстраций, картинок «в тему» о книгах, чтении, библиотеках. Это в разы повышает заинтересованность подписчиков вашей группы к тому или иному посту. Как, например, пост группы «Уютная библиотека» о «9 книгах, которые авторы собирались назвать по-другому» (Рис. 2).

Рис.2. Пост о «9 книгах, которые авторы собирались назвать по-другому»

Заметьте, пост, состоящий исключительно из иллюстраций, набрал 408 «лайков»3 и 71 репост. Согласитесь, многие даже и не догадывались, что в прошлом Лев Николаевич Толстой хотел озаглавить свой эпохальный роман «Война и мир» не иначе, как «Все хорошо, что хорошо кончается». Забавно, не правда ли?! Как ни крути, а информация по данной теме лучше воспринимается визуально и ярче запоминается. Что ж скрывать, без моего лайка этот просмотр тоже не обошелся .

Многие забывают, не берут во внимание, не рассматривают и просто не следят за регулярностью публикаций. Делать это нежелательно. Поэтому следующее, на что необходимо обращать свое внимание, это на:

3. Регулярность

Статьи должны выходить систематически. Два, три, четыре или семь раз в неделю — зависит от определенного вами графика публикаций постов и целевой аудитории. Так, людям из среды «участник», в принципе, будет достаточно двух-трёх обновлений, а для библиоманов и «поклонников» библиотечной группы/сообщества этого явно будет мало. Необходимо придерживаться выбранной контент-стратегии независимо от количества подписчиков.

4. «Вирусность»

Публикации должны быть живыми, вызывающими эмоциональный отклик в виде жгучего желания рассказать о них друзьям, более подробно ознакомиться с той или иной книгой, да вообще включить чтение в свой ежедневный «рацион». Избегайте откровенного навязывания любви к чтению – это, напротив, отталкивает. Не пишите о том, что человек ДОЛЖЕН читать, попробуйте подойти к этому с другой стороны – просто покажите, что ПОТЕРЯЕТ человек, не читая. Одним словом, главное не то, сколько читатель потратит времени, читая книгу. Главное, сколько он потеряет, не прочитав ее!

5. Оригинальность и своеобразие подачи материала

Согласитесь, одну и ту же информацию можно преподнести двумя совершенно разными способами: четко, ясно, лаконично, (но, увы, «сухо» и неинтересно) – однозначно не вариант для социальной сети, и оригинально, привлекательно, своеобразно (так и хочется «забрать» себе на стену или «лайкнуть»). Более того, именно от того, как нам преподнесли информацию и складывается наше мнение о том или ином объекте. Фактически, получается от того, как преподнесена информация нашей аудитории о книгах и чтении, зависит, будут нас читать или нет, подпишутся пользователи на нашу группу или пройдут стороной. Поэтому больше оригинальности и своеобразия!

6. Организация забавных конкурсов и акций в группе, опросов

Это реально подстегивает интерес пользователей. Побуждает желание участвовать, не оставаться в стороне, почаще заглядывать в группу, интересоваться новостями, связанными с библиотекой и чтением.

7. Адресность

У любого человека есть личные данные, как и у организации. Но многие, кто создает библиотечные группы, частенько забывают об этом. А ведь библиотечная группа в соцсети – это один из вариантов представительства организации в виртуальном мире. И если сайт – это виртуальное лицо библиотеки, то сообщество и/или группа – ее визитка в сети интернет. Поэтому в разделе «информация» необходимо указывать: режим работы библиотеки, полное наименование организации (желательно), официальный сайт, электронную почту, телефон (если есть). К примеру, группа библиотеки Гоголя (г. Санкт-Петербург) ответственно подошла к данному разделу. Более того, прописала, как добраться до библиотеки. (Рис. 3)

Рис.3. Содержание раздела «информация» библиотечной группы библиотеки Гоголя

Это не столько удобно, сколько несет в себе заботу о подписчиках группы, а значит, потенциальных читателей, которые в один прекрасный момент могут пожелать добраться до данной библиотеки! И у них не возникнет вопроса «как дотуда добраться?».

Одним словом, чем больше вы укажете о своей библиотеке информации, тем лучше для всех! Именно благодаря этому подписчики могут узнать о наличии сайта библиотеки, о котором ни сном, ни духом, банальное любопытство толкнет просмотреть его (БА! А это уже трафик), информация о режиме работы сбережет время (потому что подписчик будет в курсе, что в пятницу, к примеру, санитарный день и библиотека не работает, поэтому много интересного можно почитать в группе или на сайте библиотеки) и так далее. Ну, в общем, вы меня поняли .

8. Оформление

Что касается интерфейса, к сожалению, тут мы поделать ничего не можем – он задан разработчиками соцсети по умолчанию, но вот пробудить в себе дизайнера мы еще как можем. Поэтому говоря об оформлении, не стоит забывать о такой возможности как размещение «обложки». Хотя тут дело вкуса. Есть обложка или же нет таковой, решать вам. Это знаете ли выбирать, что круче: книга в переплете или же книга в переплете с суперобложкой? Каждому свое. Решили дополнить группу обложкой – СУПЕР! Но не стоит забывать, что это не просто дополнение к дизайну, это своего рода лицо вашей библиотечной группы, на котором непосредственно важно, в первую очередь, наличие наименования организации, а все остальное уже потом. В качестве примеров: официальная библиотечная группа «Дебесская районная библиотека» (Рис. 4), «Центральная муниципальная библиотека им. Н. А. Некрасова» (Рис. 5).

Рис.4. Обложка группы МБУК «Дебесская районная межпоселенческая библиотека» с. Дебесы
Рис.5. Обложка группы «Центральная муниципальная библиотека им. Н. А. Некрасова» г. Ижевск

ННеобходимо отметить, что социальные сети в настоящее время объективно являются не только самым популярным социальным сетевым сервисом, но и в целом сервисом сети Интернет. Еще бы: активно и всесторонне рекламировать свои продукты и услуги, создать свой неповторимый образ, стиль, создать имидж современной, технологичной библиотеки, способной заинтересовать современного пользователя, удовлетворить его потребности и интересы; возможность мгновенно сообщить большой аудитории о новых изданиях, конкурсах или событиях в жизни библиотеки, возможность мгновенно сообщить большой аудитории о новых изданиях, конкурсах или событиях в жизни библиотеки, не это ли здорово?

Итак, библиотека хочет быть современной, ориентированной на пользователя, она должна обратить особое внимание на социальные медиа и работу в них. Ведь библиотека – это не только книги, в первую очередь это – люди.

Подводя итоги, отмечу: современные информационные технологии и ресурсы занимают все более прочное место в мире. Библиотечный сайт как продукт таких технологий – необходимость нашего времени, блог - как альтернативное дополнение с «характером», а сообщество или группа в социальной сети - как тренд XXI века.

Лишь благодаря наличию в библиотеке этих двух-трех составляющих можно создать полноценный образ своей библиотеки не только как «гостеприимного и богатого ресурсного центра», способного активно функционировать в цифровой пользовательской среде, но и как современного, актуального социокультурного учреждения.


ВИДЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕНТОМ

  1. Blogspot (blogger. com) – отличный бесплатный сервис для ведения блога. Кодировка CSS, XML, HTTP - легко разобраться.
  2. Joomla – один из самых знаменитых движков во всем мире. Бесплатная, легкая в установке и освоении CMS, набор функций и возможностей которой впечатляет. Официальный сайт в России – joomlaportal.ru
  3. Wordpress – популярная бесплатная CMS для создания блогов (хотя можно сделать и сайт). Официальный сайт в России - mywordpress.ru;
  4. Drupal – бесплатная система управления контентом для создания сайтов и веб-прибложений. Недостатком данной CMS является то, что не каждый сможет в ней быстро разобраться. Drupal один из самых сложных движков, зато у него масса дополнений, расширений, плагинов и шаблонов. Официальный сайт в России – http://drupal.ru;
  5. Php-fusion - бесплатная CMS с открытым исходным кодом, в которой сразу идёт встроенный форум (отключается в случае ненадобности). Официальный сайт в России – http://rusphpfusion.com;
  6. Slaed – свободная в распространении система управления контентом. Официальный сайт в России - http://www.slaed.net;
  7. Phpbb – бесплатный движок для форума. Очень много шаблонов и дополнительных расширений. Официальный сайт в России - http://www.phpbbguru.net/;
  8. ВКонтакте – бесплатная крупнейшая социальная сеть в Европе. Позволяет пользователям отправлять друг другу сообщения, создавать группы, публичные страницы и события, обмениваться изображениями, аудио, видео и многое другое.
  9. Одноклассники – бесплатная социальная сеть, принадлежащая Mail.Ru Group.
  10. Facebook – крупнейшая бесплатная социальная сеть в мире.
  11. You Tube – видеохостинг, предоставляющий пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. Пользователи могут загружать, просматривать, оценивать, комментировать, добавлять в избранное и делиться теми или иными видеозаписями.


1 SMM-специалист - специалист по социальным сетям, управляет присутствием бренда и продвижением в социальных каналах (Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Мой Мир, Twitter, Instagram и других).
2 Репост – это акт копирования записи к себе на страницу в социальной сети, а также сама скопированная запись или новость.
3 Лайк – это условное выражение одобрения материалу, пользователю, фотографии, выражающиеся нажатием одной кнопки.