Гарипов Менсадык Гарипович (1946–1998) – Заслуженный художник РФ, Народный художник Удмуртии, Лауреат Государственной премии УР.
График, художник книги, живописец.
Родился 16 февраля 1946г. в д. Бальзюга Татышлинского района Башкирии. После окончания школы в 1962-67гг. учился в Удмуртском государственном педагогическом институте на художественно-графическом факультете, недолгое время поработал в педучилище с. Ольшанка Марийский СССР, служил в армии в 1967-68гг. По возвращении в Ижевск работал художником в пионерской газете «Дась лу!» («Будь готов!»). Эта работа потребовала от Гарипова новых знаний и опыта, и в 1970г. он поступил в Московский полиграфический институт на заочное отделение факультета художественно-технического оформления печатной продукции. Учился у профессоров А.Д. Гончарова и Е.Д. Адамова. В 1973г. в издательстве «Удмуртия» вышла первая книга, оформленная художником. Он иллюстрировал детские книги, создавал станковые офорты на тему удмуртских народных сказок и деревенского быта. В 1979-80гг. работал над иллюстрациями к книге А. Клабукова «Моя азбука», за нее получил поощрительный диплом на конкурсе «Искусство книги» Госкомиздата РСФСР. В 1980г. был принят в Союз художников СССР. В 1984-85гг. работал над оформлением книги «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа», за эту работу он получил диплом I степени на конкурсе «Искусство книги» Госкомиздата РСФСР и СССР. Книга была высоко оценена в Удмуртии, в 1988г. Гарипову была присуждена Государственная премия УАССР. В 1991-98гг. художник преподавал на художественно-графическом факультете Удмуртского государственного университета. В 1991г. присвоено звание заслуженного художника РСФСР, в 1996г. – народного художника Удмуртии.
Умер 12 октября 1998г. в Ижевске. В д. Бигинеево Татышлинского района Башкирии средняя школа, которую окончил Гарипов, носит его имя.
В своем творчестве как художник-иллюстратор он стремился в книжной графике отразить традиции удмуртского народа. В иллюстрациях у художника есть и юмор, и добродушие, и бытовые национальные подробности.
Сюжеты, почерпнутые из повседневной жизни: крестьяне, работающие на мельнице, в поле; природа, спокойная и величавая; цветы, деревья – все в восприятии художника приобретает особый смысл. Эти простые мотивы заставляют задуматься, окунуться в мир мечты и фантазии. Глубиной мысли и самобытностью образов привлекают иллюстрации к книгам «Девочка и тыква» (1991), «Лесное чудо» (1988), выполненные гуашью.
В станковых графических листах он развивает свою любимую тему, связанную с древним удмуртским эпосом. Художник проявил тонкую наблюдательность и остроумие рассказчика, подмечающего массу деталей, бытовых мелочей. Фантазия сочетается с глубокой продуманностью композиций. Персонажей характеризует соединение активности и спокойствия. Подчеркнута неспешность движений, внешняя сдержанность, неторопливость, основательность.
В последние годы художник обращается к живописи. Он и здесь последователен в своем тяготении к народным истокам, прежде всего к удмуртскому национальному орнаменту. Пейзажи, натюрморты, портреты отличаются повышенной цветностью, обобщенностью формы.
Leave Replay