Обрядовый цикл удмуртов был тесно связан с календарными сроками проведения полевых работ и представлениями о кругообороте солнца. Так, новолетие приходилось не на 1 января, а на начало сельскохозяйственных работ. Если говорить о зимнем цикле календарной обрядности, его начало совпадало со временем зимнего солнцестояния – по-удмуртски «вожодыр» (букв.: время духов-вожо). Позднее, под влиянием христианства, обрядовые праздники приурочивались к церковным, и название вожодыр стало использоваться для именования святок – периода от Рождества Христова (25 декабря по старому стилю) до Крещения. С переходом на григорианский календарь в 1918 году празднование Рождества, как и начало святок у удмуртов, перенесли на 7 января.
Кто такие «вожо»?
Согласно поверьям удмуртов, вожо – это злые духи, которые ходят по земле, пугая людей и распространяя болезни и невзгоды. Их появление связывалось с периодом солнцестояния (летом – «инвожо дыр», зимой – «вожо дыр»), когда день и ночь будто вступают в борьбу между собой. Считалось, что «зимние» вожо приходят к людям по воде и таким же образом уходят. Отсюда и появились поверья, связанные с обращением с водой: во время святок нельзя «осквернять» воду (мыть полы, стирать), желательно не ходить в баню, особенно по вечерам.
СПРАВКА
Слово «вожо» в удмуртском фольклоре имеет значения: 1. Духи, появляющиеся в периоды зимнего и летнего солнцеворота; 2. Святочные ряженые; 3. Духи любого переходного состояния природы или человека.
Вожо олицетворяли души умерших предков. В период зимнего солнцеворота проводился обряд поминовения умерших (в разных деревнях – до Рождества, в ночь с 13 на 14 января или 19 января). В вожодыр важно было не допустить смешения миров и их обитателей – с этой целью соблюдались специальные запреты-обереги. Например, люди старались не ходить по улице в одиночку, избегали прохода через мост, около заброшенных домов, бань. Если человеку все же приходилось проходить по этим местам, то он должен был произнести: «Остэ, Инмаре» («Господи, Боже»). У северных удмуртов первый день вожодыр сопровождался приготовлением супа и каши с бараниной. Перед трапезой читали молитву, прося духов-вожо не пугать людей, не причинять вреда, а также помочь вырастить богатый урожай. Характерными элементами вожодыр были ряженье (пӧртмаськон, вожояськон), гадания (тунатскон) и святочные игры.
Страшные, но желанные гости
С 7 января у удмуртов начиналось ряженье, которое продолжалось до 19 января. Тот, кто участвовал в ряженье, должен был делать это 3 раза. Считалось, что ряженые отпугивают банных духов (мунчокузё), изгоняют беды, приносят удачу, способствуют рождению детей, хорошему урожаю, увеличению поголовья скота. Поэтому, как правило, ряженых радушно встречали в каждом доме (семьи с маленькими детьми их не пускали, опасаясь, что «вожо» могут напугать ребенка). Переодеваясь в ряженых, люди стремились быть неузнанными: накрывались пологом, измазывали лицо сажей, надевали вывороченные шубы, разные валенки; нередко женщины надевали мужскую одежду, мужчины – женскую. Ряженые обвешивались бубенцами и вениками, на спину подвешивали пестери, в руки брали палку или кочергу. Участники обряда начинали обход с ближайшего дома и двигались по деревне сверху вниз, по течению реки. По улице проходили со страшными криками, ударяли палками по углам домов, стучали в окна и двери. Ряженые продолжали свои шумные действа и войдя в дом: стучали палками об пол, прыгали, разламывали и разбрасывали веники. Чтобы хозяева их не узнали, гости говорили и пели измененными голосами, издавали неестественные звуки или не разговаривали вовсе. Каждый ряженый, вошедший в дом, получал что-либо съестное. В некоторых деревнях существовала традиция отдавать мучное изделие (хлеб, перепечи), которое затем скармливалось скоту, чтобы он был здоровым и плодовитым.
У удмуртов в святочную неделю было распространено много гаданий. Например, девушки кидали валенок за плетень, во двор и потом смотрели, в какую сторону указывает его носок. В какую указывает – значит, в ту сторону девушка выйдет замуж. Ещё наливали в большую ложку воды и клали эту ложку на подоконник, туда, где холодно – чтобы вода замёрзла. Утром смотрели: если на замёрзшей поверхности появляются бугорки – это недобрый знак. Значит , у девушки будет внебрачный ребёнок. Если ровная поверхность, то никаких подобных ситуаций не будет. Также девушки шли по направлению к забору с раскрытыми руками (насколько хватало размаха рук) и пытались «захватить» как можно больше досок забора. Затем доски пересчитывали слева – направо, при этом приговаривая: «Мешок-короб, мешок – короб». Если «мешок»- выйдет замуж за бедного, если «короб» – за богатого.
Для святочных игр молодёжь подыскивала отдельный дом (старый нежилой дом или новый, но ещё не заселенный), где можно было бы проводить вечера. Там в эти дни рассказывали сказки, загадывали загадки, разыгрывали комические сценки, пели, плясали и др.
С Рождеством Христовым! Пусть этот волшебный праздник наполнит вашу жизнь светом, теплом, радостью и благополучием. Желаем вам мира, добра, любви, семейного уюта. Пусть ангел-хранитель оберегает вас от всех бед и невзгод!
Leave Replay